Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Из личного опыта автора.

Как найти попутчика, группу или подобрать команду для водного похода?
(памятка на www.poezdnik.kiev.ua)

Несмотря на то, что многие постулаты нижеизложенного справедливы для любого активного туризма, ниже речь пойдёт о ВОДНОМ ТУРИЗМЕ. Просьба не путать с гребным спортом или рафтингом (см. раздел «Словарик»).

Самое главное условие для успешного прохождения маршрута - это хороший коллектив (команда). Даже при плохом снаряжении, отвратительном питании, скверной погоде и неудачно выбранном маршруте поход будет отличным, если подберётся хорошая команда.

Необходимо сразу оговорится, что идеальных туристских групп в природе не существует, как не существует и оптимального критерия при подборе участников похода. Даже в схоженном коллективе в экстремальных условиях могут возникнуть трения и ссоры, болезни и упадок сил, нервное истощение и т. д. С другой стороны, согласно философии активного туризма, любая компания хороша, если она поможет Вам оторвать задницу от дивана и отправится в путешествие с рюкзаком!

Критериев при подборе коллектива активных путешественников много, но все они должны быть подчинены прежде всего БЕЗОПАСНОСТИ, поскольку водный туризм (в силу своей массовости) всегда занимал первое место по количеству трагических случаев. Об этом мало говорят, но помнить это (особенно руководителям походов) надо всегда. Никакой риск не будет оправдан в случае гибели одного из участников путешествия; при этом наносится огромный вред как туристическому движению, так и оставшимся в живых - теряется смысл всего мероприятия, надолго остаётся психологическая травма, многие перестают ходить в походы.

Каждый из участников похода условно должен обладать следующими данными:
1. Физическое здоровье. Это не значит, что все должны иметь абсолютное эдоровье. Надо, чтобы соблюдалось соответствие между физическими возможностями участников и сложностью маршрута. Если группа укомплектована женщинами, детьми, животными, инвалидами и т. д., то:
а) об этом должны знать все учасники до начала путешествия;
б) должно соблюдаться соответствие по количеству членов команды и экипажей, например, чтобы на одного ребёнка приходилось два физически здоровых взрослых участника.
в) заранее должно быть оговорено - кто кому помогает в чрезвычайных (экстремальных) условиях и кто за что отвечает.
2. Психологическая совместимость с коллективом. Данная характеристика очень важна на маршрутах любой сложности. Многие походы были испорчены случайными в туризме людьми без «чувства локтя», которые не понимали и не принимали сложностей полевого быта, необходимости подчиняться руководителю и т. д. Здесь следует отдавать предпочтение проверенным туристам, с которыми уже совершались походы или тем, у кого хорошие рекомендации. Отбирать людей по этому принципу следует очень осторожно, без фанатизма, не забывая, что многие не виноваты, что так воспитаны. В простых, не очень длительных и не очень сложных походах, которые могут быть проверкой на психологическую совместимость «перегибать палку» не стоит.
3. Опыт туристских путешествий. Имеется в виду соответствие категории сложности маршрута опыту участника похода. Данный критерий важен только для 80 процентов участников походов 1-3 категории сложности (несложных).
4. Экипировка. Всегда выгоднее в команду принимать туриста или экипаж со своим снаряжением (байдарка, палатка и т. д.). От снаряжения зависит комфортность путешественника в полевых условиях. Удобное и продуманное снаряжение создаёт хорошее настроение, что хорошо и для всей группы.
5. Любовь к природе и высокий интеллект. По сути эти два качества не могут существовать друг без друга и должны являться основными критериями при отборе. В реальной жизни - всё гораздо сложнее (см. третий абзац).

Ниже мы рассмотрим ньюансы трёх самых распространённых случаев поиска единомышленников для совместного путешествия с рюкзаком и палаткой. Во всех трёх случаях при поиске попутчиков целесообразнее всего периодически: вывешивать объявления на туристских сайтах в сети Интернет, например на страничке «Общение», читать и расклеивать объявления о донаборах команд в турклубах, добиваться нужного знакомства и рекомендации через своих друзей. При этом, желающим присоединиться к группе, необходимо знать и быть готовым к тому, что к незнакомцам и новичкам относятся с подозрением, поскольку все бояться испортить путешествие и схоженный коллектив «головной болью». Здесь новичку надо иметь козырь, например, иметь туристский опыт или сказать, что он умеет, очень любит и будет готовить вкусную еду на костре каждый день.

1. Поиск одного или нескольких участников для присоединения к существующей группе водников.

Допустим руководителю туристской группы необходимо найти матроса на катамаран. Этот вариант поиска самый лёгкий потому, что желающих пойти в поход (особенно девушек) очень много. Как правило, эти желающие не имеют своего снаряжения, что является дополнительной головной болью для руководителя, но, с другой стороны, имеется значительный выбор. Недостатком такого доукомплектования является полная неосведомлённость об участнике, что несёт определённый риск.

2. Поиск группы водников, чтобы к ней присоединиться.

Допустим старая группа распалась и необходимо найти другую туристкую группу водников, вернее присоединиться к какому-нибудь экипажу, входящему в группу, отправляющуюся в поход. Этот вариант поиска сложнее, но также реален если в Интернете вывесить объявление типа: «Присоединюсь к группе ...» с перечислением всех своих достоинств и регалий. Недостатком такого присоединения является полная неосведомлённость о группе, что несёт определённый риск. В сети Интернет описывался случай, когда два студента нашли по объявлению в Интернете группу водников и присоединились к ней уже на маршруте. К своему ужасу они обнаружили, что все пороги группа проходила после внушительного предварительного употребления алкоголя. Пили и утром, и днём, и вечером. Сойти с маршрута было нельзя, да и жалко. Вот студентам и пришлось быть весь поход «как все».

3. Создание группы туристов-водников.

Этот вариант - самый заманчивый, но и самый сложный. Иметь свою команду мечтает любой водник независимо от того руководитель он, капитан судна или матрос. Команды создаются долго, а распадаются быстро - то работа, то болезни, то проблемы, то дети, то женитьба, то похороны и так - до бесконечности. Даже самые стойкие команды каждый год наполовину обновляются. Вследствие вышеизложенного возникает противоречие - с одной стороны необходимо беречь команду от случайных людей, а с другой - приходиться постоянно обновлять (омолаживать) состав.

Подбор участников похода начинается задолго до старта. Отобранным участникам, в свою очередь, часто очень сложно вырваться из повседневных проблем и в полном составе отчалить от берега. К сожалению, очень часто даже после покупки билетов на поезд или самолёт, некоторые экипажи в поход могут не пойти.

По количеству членов туристская группа должна быть как можно меньше, поскольку чем меньше людей и новичков - тем меньше проблем, выше мобильность и проще руководство. Именно поэтому многие пары и даже одиночки отправляются в путешествие на одной байдарке, что небезопасно и тяжеловато. С другой стороны, группа более 12 человек считается плохо управляемой, там возникают технические сложности с питанием (например, с ограниченным объемом котлов), покупкой билетов, ночлегом, транспортировкой и т. д.

Как уже говорилось на этом сайте в статьях «Как подобрать снаряжение для водного похода» и «Байдарка Таймень. Модификации, варианты оболочек, цены и другая информация» количество участников должно быть (желательно) соизмеримо с количеством мест на судах и в палатках.

По количеству экипажей группа должна состоять из двух (и более) судов в связи с безопасностью на воде.

Исходя из вышеизложенного, оптимальное количество участников в группе туристов-водников должно быть не менее 4 и не более 12, а количество судов - не менее 2. Например, оптимальной группой байдарочников будет группа из двух, трёх или четырёх трёхместных экипажей. Если они будут спать в трёхместных палатках, то на каждого участника будет приходиться минимальная часть веса палаток и байдарок.

Желательно, чтобы в группе были профессионалы: руководитель группы (адмирал), врач, ремонтник, видео-фото оператор, рыбак-охотник, бард, повар, летописец и юморист.

Желательно, чтобы в группе была хотя бы одна женщина (но не более половины количества мужчин) и собака (отпугивать воров, медведей и для охоты). Дети до 14 лет в сложных походах нежелательны.

Возраст участников путешествия должен быть разным, дабы было кому передавать опыт и таскать тяжести. Возрастные различия не должны приводить к образованию кланов и, как следствие, противоречиям. Экипажи должны формироваться полюбовно и, в случае необходимости, меняться матросами.

Все члены группы обязаны беспрекословно подчиняться руководителю, поскольку именно на нём лежит ответственность за жизнь и эдоровье каждого участника. Строптивых в путешествие лучше не брать, поскольку слишком велик риск испортить столь долгожданный и столь дорогостоящий отдых. С другой стороны, без ярких, самобытных личностей команда очень много теряет.

Несколько советов:
- Все претензии к руководству и недовольство чем либо следует выражать только после похода (на «гусятнике»).
- При возникновении несовместимости, психической травме или нервном срыве у одного из участников похода, вся группа должна психологически и нравственно подстроиться к пострадавшему, во всем соглашаться с ним (паддакивать) и, «зализывая» рану, вылечить его до ЧП. Ещё лучше - не допускать этого, предупреждать срыв. Ни в коем случае нельзя делать из пострадавшего «козла отпущения» как бы этого ни хотелось.
- Юмор, хорошая еда и умение прощать - лучшие лекарства от ссор.
- Каждый новичок должен понимать, что поход - это проверка «на вшивость» перед следующим походом.
- Руководителю группы следует проявлять силу характера только в экстремальных случаях, «не нависать» ежеминутно, быть незаметным распорядителем и заметным инициатором. Очень важно для «адмирала»: быть «профессионалом» и «авторитетом», не иметь любимчиков, уметь быть гибким (всегда) и жестким (в экстремальнах ситуациях), иметь индивидуальный и ненавязчивый подход к каждому участнику похода, уметь предвидеть и предотвращать ссоры и экстремальные ситуации и т. д.
- Не будь занудой!
- Прочти книгу «НА БАЙДАРЦІ — ЗА СНАГОЮ» (авторы - Г. E. Аронов, М. Я. Гольдштейн, Ю. Я. Фіалков, Ю. В. Шанін; видавництво «Здоров"я», Київ, 1980) или эту же книгу, но в переводе С.Г.Кулибабы с украинского «На байдарке» (М, ФиС, 1985) Феликса Квадригина (это псевдоним этих же четырёх авторов).

Автор статьи - Поездник Сергей, poezd@i.com.ua, Киев, 2008 год.

Создание сайта - RENAISSANCE.net.ua

Водный туризм Украины
2002