Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

О регистрации и миграционном учете украинцев, посетивших Россию.
(памятка на www.poezdnik.kiev.ua)

Любой туризм, зачастую, связан с пересечением границ между государствами. Поскольку привлечение иностранных граждан для любой державы является делом выгодным, сложности, связанные у туристов с пересечением границы, должны сводиться к минимуму. Это, в частности, и было достигнуто в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 16 января 1997 г.) о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (с изменениями от 30 октября 2004 г., 2, 20 февраля, 12, 14 марта 2007 г.)

В Статье 1 упомянутого Соглашения говориться: «Граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам, указанным в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению. Граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой Стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания. По договоренности между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины могут вноситься изменения в перечень документов, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению. Такая договоренность оформляется путем обмена дипломатическими нотами».

Но, неожиданно в январе 2007 г «в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» был отменен институт регистрации иностранных граждан в Российской Федерации по месту пребывания и установлены новые правила миграционного учета, предусматривающие обязательность учета в трехдневный срок по месту пребывания для всех категорий иностранных граждан в Российской Федерации.» (см. Комментарий Департамента информации и печати МИД России).

Отмена регистрации и введение новых правил миграционного учета, предусматривающих обязательность учета в трехдневный срок для всех категорий иностранных граждан, противоречат упомянутому выше международному Соглашению, которое также является законом, только по статусу более высоким, чем федеральный согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, где сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» и согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями от 1 декабря 2007 г.), где также сказано: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»

Более того, закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Статья 22, часть 2, п.2), подпункт а) и Статья 23) возлагает ответственность за постановку на учет и снятие с оного на принимающую сторону (т. е. российского гражданина или российскую организацию, которые должны оформить все бумаги), а не на гостя. Именно поэтому, если закон и нарушается, то российской стороной и наказание (штраф) должна нести принимающая сторона, а не украинец. Однако, на практике очень часто представители различных силовых ведомств РФ незаконно требуют на вокзале или в поезде от уезжающего из РФ иностранца доказательств постановки на учет или снятия с учёта, которых у того быть не может, что приводит к задержанию на несколько часов для уточнения личности. При этом «силовики» почему-то не вспоминают, не хотят вспоминать или не знают о статьях 22-23 упамянутого федерального закона РФ и о том, что граждане Украины, в соответствии с действующим «Соглашением...», продолжают иметь право на «льготный период» размером в 90 дней до тех пор, пока не будут внесены изменения в «Соглашение...». Не знают своих прав, к сожалению, и многие украинцы.

Нельзя не сказать и про туристический ньюанс - у активных туристов, которые приезжают в РФ с целью совершить маршрут с палаткой и рюкзаком в горах, пустыне, тайге или тундре, как правило, нет ни «принимающей стороны», ни «трехдневного срока» пребывания на одном месте, ни постоянного «места пребывания», наличие которых в российских правилах миграционного учета является обязательным. Следовательно, такие иностранцы по закону РФ не могут подлежать такому учёту.

В заключении можно сказать о депутатском запросе от 23 января 2007 г. К.Ф.Затулина к Председателю правительства России М.Е.Фрадкову за разъяснением правил миграционного учета для граждан Украины. Вот ответ:
МВД России, № 3/2672 от 20.02.2007 - на депутатский запрос о новых правилах миграционного учета.
Министерство внутренних дел Российской Федерации на Ваш депутатский запрос о правилах миграционного учета в Российской Федерации иностранных граждан сообщает следующее. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» комплексно охватывают все процедуры регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания всех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе граждан Украины. Вместе с тем, по информации МИДа России, в настоящее время российской и украинской сторонами ведется переговорный процесс о реализации закона в условиях действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины. Стороны по итогам консультаций договорились вести дело к выработке взаимоприемлемого толкования обязательств России по Протоколу к названному Соглашению с его последующей фиксацией в подобающей форме. Учитывая изложенное, в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и в территориальные органы ФМС России направлено указание до окончания названного переговорного процесса воздержаться от привлечения к административной ответственности граждан Украины, попадающих под действие статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Первый заместитель Министра А.А. Чекалин

До 24 июля 2008 года об окончания названного переговорного процесса между Москвой и Киевом не сообщалось.

От себя хочу прибавить, что никакие аргументы и никакие копии этой странички или российских законодательных актов не помогут при встрече с милиционером на Киевском вокзале Москвы, если тот получил указание или разрешение от начальства задерживать «хохлов». Но быть «во всеоружии» «хохлы» обязаны. Если при задержании украинец спокойным голосом говорит фразу: «Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ и т. д.» - это имеет определенный успех. Можно также, чтобы не испортить себе настроение, туристам-водникам избегать встреч с представителями силовых ведомств РФ, используя беспересадочные вагоны или объезжая Москву на питерских поездах. И хотя многие украинцы после издевательств в 2007 году отказались от туристических поездок в Россию и переориентировались на Украину, Прибалтику, Норвегию, Финляндию и даже Аляску, надо надеяться на лучшее и помнить, что власть уходит и приходит, законы меняются, а братские отношения между нашими народами остаются.

Дополнение к вышеизложенному. На мой запрос по rusemb@kv.ukrtel.net в Консульский отдел Посольства России в Украине получен 24 июля 2008 года следующий ответ: «Порядок пересечения границы гражданами наших двух стран зафиксирован двусторонним межправительственным соглашением о безвизовых поездках. Других правовых оснований для претензий у пограничников быть не должно. Действия российских пограничников Вы вправе обжаловать, обратившись в Департамент консульской службы МИД Украины».

Думаю, что так и надо делать - чем больше будет «обжалований», тем быстрее будет наведен порядок. Представители силовых ведомств РФ не читают законов, они выполняют приказы.

В Украине помощь в вопросах миграции могут предоставить по тел.:
8-800-505 5010 общественная организация, помогающая мигрантам из Украины
(044)244-0961,3,7 - посольство РФ в Украине (http://www.embrus.org.ua),
(044)284-6701 - консульство РФ при посольство РФ в Украине,
(044)284-6816 - справка консульства РФ,
(044)238-1550 - кол-центр МИД Украины,
(044)271-8929 - общественная приёмная Пограничного контроля Украины,
(044)271-8742 - телефон доверия и справка Пограничного контроля Украины.

Процедура постановки на учет или что надо делать после приезда в Россию на срок более трёх дней украинцам-перестраховщикам (или туристам с другим гражданством):
1. Купить на почте бланк уведомления Федеральной миграционной службы (ФМС) о постановке на миграционный учет (далее - бланк уведомления) и заполнить его.
2. Изготовить копии вашей миграционки (заполненной в вагоне), страниц паспорта (загранпаспорта) с фото (и страниц в загранпаспорте с отметкой погранцов о пересечении границы).
3. С любым гражданином РФ (принимающая сторона), имеющим паспорт с местной постоянной пропиской зайти на почту и выслать заполненный бланк уведомления и копии в адрес районного отделения ФМС ЗАКАЗНЫМ ПИСЬМОМ. Стоит это все около 200 руб.
4. Изготовить копию почтовой квитанции и хранить её при себе вместе с отрывной частью (оригиналом) бланка уведомления, миграционкой и паспортом - всё это и есть доказательством того, что вы стоите на миграционном учёте.
5. Вернуть принимающей стороне оригинал почтовой квитанции (сразу) и (в день отъезда из РФ) отрывную часть бланка уведомления. Отрывную часть принимающая сторона должна после вашего отъезда выслать в адрес ФМС.

Ещё лучше не возвращать принимающей стороне отрывную часть уведомительного бланка, поскольку при выезде из России на вокзале милиция может придраться к копии почтовой квитанции. В таком случае после приезда в Украину необходимо самому выслать принимающей стороне отрывную часть уведомительного бланка, предварительно записав её адрес.

Источники информации:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3. http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/359BAE1C8B1C77D7C325738E005D2787?OpenDocument
4. http://www.adybov.ru/auto/uaru-migration.htm
5. http://crimeaguide.com.ua/forum/viewtopic.php?p=11963&sid=a5d0bb4e5758bde6294f653caf250c00
6. http://antiviza.fastbb.ru/?1-14-0-00000001-000-0-0

Автор статьи - Поездник Сергей, poezd@i.com.ua, Киев, май-июль 2008 года.

Создание сайта - RENAISSANCE.net.ua

Водный туризм Украины
2002