Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Некоторые советы и правила по сборке, эксплуатации и ремонту байдарки «Таймень».
(памятка на www.poezdnik.kiev.ua)

Новую штатную (заводскую) резиновую оболочку необходимо проклеить - приклеить к ней с внешней стороны по кильсону и ближайшим к кильсону стрингерам резиновые полосы (леи) по всей длине байдарки. Леи шириной 7 см необходимо нарезать из куска ткани, который входит в комплект байдарки при продаже. Для прохождения порожистых рек леи лучше нарезать из более толстой резины, например из камеры колеса грузового автомобиля (КамАЗ). Клеить необходимо резиновым или другим клеем, который после высыхания не ломается (например, клеем МОМЕНТ).

Для уменьшения веса байдарки при пеше-водных походах дома можно оставить фанерные сидушки и руль, а штатную оболочку (шкуру) заменить на более лёгкую из ПВХ. Следует также знать, что трёхместная байдарка в весовом отношении выгоднее двухместной, поскольку на каждого гребца приходится меньшая часть веса судна.

В штатные байдарочные упаковки можно при желании запихнуть и многие другие очень нужные вещи (вдвое больше чем байдарочный комплект).

Если при сборке или разборке байдарки требуется значительная физическая сила (применение молотка, зубила, топора), то это значит, что сборка (разборка) осуществляется неправильно или каркас (деталь) деформирован(а). Все соединяемые детали (стрингеры, кильсон, фальшборт) в точке и во время соединения (разъединения) не должны иметь изгиба. Если Вам досталась байдарка б/у и соединяемые детали в месте (точке) соединения погнуты, то это место надо выпрямить ПЕРЕД СБОРКОЙ не топором или молотком, а об колено (очень нежно!), предварительно соединив обе детали. Исключение составляет разъединение при разборке байдарки пружинных шпингалетов стрингеров, которые могут после длительного путешествия засориться. В таких случаях невозможно, взявшись двумя пальцами за штифт шпингалета сдвинуть его. Зато это легко можно сделать воспользовавшись коромыслом от байдарочного руля, в котором имеются два отверстия (для верёвок к педалям) с диаметром равным толщине штифта (ручки) шпингалета.

Если сборка байдарки происходит после холодной ночи, то оболочка (шкура) из полихлорвинила (ПВХ) перед сборкой должна нагреться на солнце, иначе она может порваться или поломать каркас при «надевании».

Все намокаемые вещи и продукты должны быть упакованы в гермоупаковки и уложены в грузовое отделение байдарки таким образом, чтобы при аверкиле (перевороте на воде) они не выпали - и вещи будут целы и, что самое главное, не утонет байдарка. Для этой цели рекомендуется использовать только цилиндрические гермоупаковки, которые хорошо вписываются в грузовое отделение - например две по 80 литров для одежды, палатка, завёрнутая в спальный коврик, другие коврики. Сначала необходимо продольно уложить в грузовое отделение два самых больших цилиндра, а затем, уплотняя палаткой, раздвинуть (распереть) их таким образом, чтобы гермоупаковки зашли под деку за фальшборт. Очень удобны (сверху багажного отсека байдарки) две страховочные с металлическими крючками на концах круглые китайские резинки, под которые (не снимая их) во время путешествия можно засунуть сапоги, гитару, штормовку, фотоаппарат и др.

При прохождении маршрутов 1-3 категории сложности продукты в бутылках, банках и др. гермоупаковках рекомендуется упаковывать во всевозможные ящики (или картонные коробки, которые, в свою очередь, постоянно находятся в п/э мешках), что очень удобно при погрузке-выгрузке на воде и использовании ящиков в качестве стола на стоянке. Гермоупаковкой для продуктов могут служить пет-бутылки и бумажные ёмкости от молочных продуктов, которые вместе с деревянными ящиками и картонными коробками можно сжечь после похода.

Заклеивать дырки в днище во время похода надо только тогда, когда надоест вычерпывать или выливать из судна воду, иначе можно ненароком загубить отдых.

Средняя корость движения судна зависит не от силы и частоты гребков, а от непрерывности гребли. Необходимо также правильно использовать силу течения (умение идти в струе). Скорость трёхместной штатной с проклеенным днищем байдарки «Таймень» вниз по реке со слабым течением может достигать (если грести с максимальной нагрузкой) 13 км/час, а в обычном ритме - 6-8 км/час. Скорость двухместной байдарки ниже чем трёхместной, а с оболочкой (шкурой) из ПВХ - выше чем со штатной.

Груженую байдарку на воде труднее перевернуть, поскольку центр тяжести при этом находится ниже физического центра судна. По этой же причине экипажу рекомендуется устраивать посадочное место как можно ниже (не сидеть на рюкзаке).

Загрузить на берегу и спустить на воду груженую байдарку легче, чем загружать её на воде. Это касается и разгрузки. Иногда обнести по берегу препятствие легче не разгружая байдарку. Шесть человек легко несут груженую байдарку, держа её за фальшборт, нос и корму.

Чем больше скорость судна в пороге, тем сильнее удар при посадке на камень, тем больше дыра в днище. Поэтому, при прохождении мелкого порога рекомендуется грести назад (табанить), уменьшая этим скорость судна относительно берега. Такое прохождение препятствий назыавется прохождением на отрицательной (по отношению к воде) скорости и требует особого умения и тренировок. Например, если при таком движении корма притоплена больше чем нос (капитан байдарки высадил матроса и самостоятельно проходит порог), то течение будет всё время разворачивать судно кормой вперёд. В таком случае необходимо или идти на положительной скорости или загрузить нос судна (пересесть капитану в центр байдарки).

Штатные шплинты (с отверстиями), соединяющие части кильсона собранной байдарки, необходимо привязать к кильсону, иначе они потеряются в траве на стоянке, когда байдарку переворачивают вверх дном. Когда байдарка разобрана и упакована шплинты (или заменяющие их болты с гайками) удобнее хранить в штатных отверстиях, хорошо при этом их закрепив.

При ремонте в походных условиях один топор используется как наковальня, а другой - как молоток. Это необходимо для работы с металлическими деталями, например для удлинения старых деформированных алюминиевых заклёпок и для самой клёпки. Заклёпки для замены в походных условиях также можно извлекать из второстепенных деталей (например, сидений) или заменять их болтами с гайками и (что хуже) даже гвоздями, острый конец которых загибается. При комплектации ремнабора следует знать, что все пришедшие в негодность заклёпки можно заменить болтами диаметром 4 мм и длиной 25-45 мм (с гайкой). Стальные заклёпки с алюминиевыми кнопками на конце штевней можно также заменить аналогичными заклёпками (4х45 мм) с кнопками, снятыми с кормового кильсона (выбить их гвоздём), которые предназначены для педальной площадки руля или шурупами со шляпкой соответствующего диаметра. Все болты после замены ими заклёпок можно расклепать на гайке, чтобы гайка в дальнейшем не открутилась. Утерянные шплинты (шарниры) можно заменить болтами диаметром 5-6 мм и длиной 30-40 мм (с гайкой). Заклёпки для крепления шпангоутов к кильсону при ремонте в домашних условиях можно снять со старых шпангоутов байдарки «Салют», а в походных условиях - временно заменить, как уже говорилось, шурупами соответствующего диаметра.

После похода (желательно, на следующий день) оболочку байдарки, баллоны катамарана и резиновый плот необходимо хорошо просушить в течении 3-4 дней (например, на балконе), особенно части из брезента. В противном случае к следующей весне всё это может сгнить. После морского путешествия металлический каркас судна необходимо промыть в пресной воде, иначе соль за год его изрядно «поест». После просушки необходимо упаковывать судно всегда в полном комплекте (!), иначе на следующий год за тысячи км от дома можно обнаружить, что весла или, что хуже, шпангоута не хватает. Если судно упаковывается на зиму некомплектно, необходимо, поскольку к весне всё забудется, эту упаковку как-то пометить (прикрепить сверху записку со списком недостающих деталей). И последнее - нужно поверить, что эти «мелочи» очень важны.

Советы, правила и редакция Поездника Сергея, poezd@i.com.ua, г. Киев, 2003-2006 год

Создание сайта - RENAISSANCE.net.ua

Водный туризм Украины
2002