Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Отчет
о водном туристском путешествии 3-й (с элементами 4-ой) категории сложности по рекам Черный Черемош, Белый Черемош, Черемош, Прут до г. Черновцы, совершенном с 27 апреля по 8 мая 2002 года группой туристов турклуба "СКС" (г. Киев) в количестве 5-ти человек


ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Маршрут проходил по Ивано-Франковской и Черновицкой областям. Черемош - правый приток Прута - образуется от слияния Черного и Белого Черемоша. Собственная длина Черемоша - 80 км., Черного Черемоша - 87 км., Белого Черемоша - 50 км. Это типично горные реки с большим уклоном (Черемош - 3,3 м/км, Черный Черемош - 8,25 м/км (на отдельных участках 12-15 м/км), Белый Черемош - 9,7 м/км) и быстрым течением (от 8 до 20 км/ч и более).

Для Черемоша и его притоком характерны короткие бурные паводки с быстрым подъемом и падением уровня воды. Черный Черемош более полноводный, чем Белый. Наилучшее время для спортивного сплава - конец апреля - начало мая (главный источник питания - снеговые воды и, в меньшей степени, атмосферные осадки). Река образует сильный поток с крутыми стоячими волнами, вызванными обилием подводных камней, поворотами и сужениями русла. Типичными являются мощные сливы, что создаются каменными грядами, идущими под углом поперек реки и образующими настоящие "лестницы".


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

1 день (27.04.2002). Выехали из Киева на поезде № 43 "Киев - Ивано-Франковск" в 18:03. Стоимость билета - 38 грн.

2 день (28.04.2002). В Ивано-Франковск прибыли в 08:09, а в 09:07 отправляется электричка на Рахов, которой мы доехали до Ворохты. Вся дорога идет вдоль Прута и есть возможность хорошо рассмотреть реку и препятствия на ней (уровень воды, как на наш взгляд был низковат - очень много торчащих камней и "шкуродеров"). Было "вербное воскресенье" и мы с большим трудом смогли договориться насчет машины, она довезла нас до поселка Ильцы, который находиться уже на Черном Черемоше (стоимость перевозки составила 80 грн. - за 40 км.). На Черемоше воды сразу видно, что больше и это внушило нам оптимизм. Довольно быстро нашли машину и за 30 грн. доехали до с. Шибены. Здесь надо отметить, что не на одной карте, которые была у нас, такого названия нет, но все местные его знают, а для простоты, надо сказать, что вам надо доехать до моста у погранзаставы. Здесь необходимо зарегистрироваться и получить временный пропуск на нахождение в погранзоне (до границы с Румынией, по прямой, километров 5-6). Ели у Вас есть паспорта, и вы можете внятно объяснить, зачем вам необходимо тут находиться, то проблем нет никаких. Здесь проблемы с местом для стапеля , но если договориться с хозяином выгона, то получиться вполне приличное место для сборки судов и лагеря. До домов всего метров 60, но местное население очень доброжелательное. Река узкая (метров 8), не очень глубокая, но с шикарной скоростью течения.

Через час к нам присоединились поляки, которые собрались сплавлялись вчетвером на 5-тиместном рафте. Концептуальная идея катамарана их очень заинтересовала, было видно, что такие диковинные вещи им в новинку ("дикие" люди).

3 день (29.04.2002). На воду встали в 10:40. После Южного Буга непривычно много перекатов и шивер, которые следуют один за другим и не дают никакой возможности для расслабления. Много навесных мостов, некоторые заставляют ощутимо "кланяться" (надо сказать, что за весь поход мы не сделали ни одного обноса, хотя проводок на мелях было около десятка). Километра через два порог Верхние Бреды - четыре слива поперек всей реки, наиболее мощные 2 и 3, для катамаранов в просмотре нет необходимости, линия движения "читается" на ходу. Через 500 метров порог Нижние Бреды - опять четыре ярко выраженных слива, косые бочки, прижим к левому берегу. Для байдарок просмотр по левому берегу, катамараны проходят так. Километра через 2 начинается с. Зеленое, которое тянется вдоль реки на 8-9 км. Характер реки не меняется, стоячие валы по 0,5-0,8 м. Сразу после впадения с левого берега р. Дзембронь (на берегу стоит знак с названием) надо чалиться для просмотра порогов В. и С. Дзембронь. Пороги из тех, которые определяют сложность маршрута, так что смотреть (особенно для байдарок) надо. Просмотр по дороге на левом берегу (около 400 метров и с моста в конце первого порога). По плану у нас здесь намечалась стоянка, но нормальных мест для нее нет, да и с начала сплава прошло только два с половиной часа (скорость течения просто потрясающая), так что приняли решение сплавляться дальше.

В. Дзембронь - много камней в русле, заход по центру и слив с плиты высотой примерно 1 метр, прижим к правому берегу, "отбойник", стоячие валы до одного метра. В конце порога мост, за которым через 150 метров быстрины, перемежаемой с камнями, начинается порог С. Дзембронь. Мы пытались зачалиться к левому берегу, чтобы дать возможность нашему фотографу сменить точку съемки и страховки, но течение не дало нам это сделать. С. Дзембронь ("дедов локоть", действительно, похоже) - реку от правого берега на 2/3 перегораживает плита высотой около 1 метра (с воды ее видно не очень хорошо, но заметно ее начало - каменная гряда на правом берегу) в которую надо заходить по центру, хорошая бочка, валы и сильнейший прижим к ряжевой стенке левого берега на крутом (100-110 градусов) правом повороте (он то и есть "дедов локоть"!) и слив около метра с хорошей бочкой и валами больше метра высотой. Через сто метров после поворота остров - идти в правую протоку, обливные камни, валы. За островом слив около 0,7 метров и хорошие валы. На острове неплохая стоянка, но она была занята, и мы остановились только для того чтобы по левому берегу осмотреть Н. Дзембронь - на правом повороте два слива высотой больше метра с прижимом к левому берегу и высоким отбойным валом. В конце порога навесной мост.

Через 500 метров после впадения с лева реки Быстрец, начинается порог В. Гук (просмотр для байдарок по правому берегу, для катамаранов можно идти так). Проходим по центру, постепенно смещаясь к правому берегу (на повороте у левого берега слив и прижим к обливным камням). Перепад около 2,5 м. на 150 метров. В. Гук - пожалуй один из самых сложных на Черном Черемоше (довольно сложный просмотр по левому берегу) - левый поворот градусов на 90 с перепадом высот около 3 м. на 200 метров, на выходе резкое сужение (большущий камень справа и поменьше с левого берега), косые валы и мощный слив с хорошей бочкой. Z - образный поворот с прижимами и капитальными (не меньше 1,5-1,7 м.) валами - весело! На левом берегу хорошее место для стоянки. Ночевка.

4 день (30.04.2002). Встали на воду около 10:00, если вчера еще были какие-то поползновения к небольшому дождю, то сегодня погода просто замечательная. В 100 метрах от стоянки острова делят реку на три протоки, идем в среднюю - небольшой слив, стоячие волны. Отсюда до Устерик около трех часов сплава, и мне сложно выделить препятствия с какими-то определёнными привязками к береговым ориентирам, все они (шиверы, перекаты, валы) проходятся без разведки и не представляют особых проблем.

О чем надо упомянуть, так это о двух техногенных препятствиях, доставивших нам несколько неприятных минут: 1. Один из мостов в районе Верховини (поселок протянулся по левому берегу реки километров на 5-6), мне кажется, что это был второй по счету мост (всего их пять) с достаточно осложненным камнями подходом и сильнейшим навалом на центральные опоры. Нас навалило на опору правым бортом и практически полностью затопило левый баллон, который оказался поперек потока. Снялись в течение минуты и не без труда. Результат - сломанный в месте соединения правый наружный продольный брус (рама катамарана была алюминиевая) и впрыск некоторой порции адреналина в кровь всех участников. Про поломку выяснилось уже на следующий день, во время разборки катамарана. 2. Шивера за сто метров до моста возле слияния Черного и Белого Черемошей, точнее не сама шивера, а остатки двух опор от моста - железные трубы диаметром сантиметром 60 с ломаными краями, расположенные одна за другой по середине потока. В нашу воду их не было видно, а учитывая, что перегруженный катамаран (5 человек, полный груз, подспущенные баллоны) сидел в воде буквально по раму, то мы сначала врезались поперечиной в первую из них, зависли на ней, а когда снялись (сначала мы даже не поняли, что это труба - думали камень), то на раскрутке напоролись на вторую трубу (в пяти метрах ниже по течению) левым баллоном. Результат - 80-тисантиметровая "Г-образная" дыра в "шкуре". Хорошо, что в 70 метрах за мостом стоянка, добрались без дополнительных приключений.

5 день (01.05.2002). День труда мы встретили по трудовому - починкой катамарана. А официально это называлось дневкой. В течение дня на "стрелке" стало ну очень уж людно (мы, поляки, литовцы, огромная группа киевского областного клуба (человек 20), ещё кто-то). С заброской в верховья Белого Черемоша нет никаких проблем, местные сами приходят и предлагают свои услуги по заброске. В среднем цена за грузовик до плотины Мариен (верхняя точка, откуда можно начинать сплав на катамаранах) около 150 грн. Кстати этого названия тоже нет на картах.

6 день (02.05.2002). Встали рано, так как на 07:00 у нас был заказан грузовик для заброски. Вчера мы полностью перебрали и переклеили наш катамаран (он был взят напрокат), так что сегодня он уже напоминал нечто похожее на средство сплава. Забрасывались вместе с поляками, погрузив надутыми их рафт и наш катамаран в кузов. Дорога все время проходит вдоль реки, так что есть прекрасная возможность сделать предварительный просмотр препятствий и наметить линию движения. Последняя треть пути представляет собой просто лесовозный тракт и в отдельных местах являет собой зрелище не для слабонервных. Путь до начала сплава по сухой дороге занимает от 1,5 до 2 часов. Выгрузились, на поляне не доезжая 500 м. до самой плотины Мариен, сейчас разрушенной. Через 20 минут мы были готовы к сплаву. Вначале немного мелковато, но, в общем, речка проходиться "на ура", примерно за четыре часа чистого ходового времени. Так что нет смысла планировать его прохождение для катамаранов на два ходовых дня - вполне хватает одного (если конечно не придется чиниться, но в этом случае всегда есть возможность найти машину до базового лагеря на "стрелке" в Устериках). Населенность берегов очень высокая и мест для стоянок немного. В километре от начала сплава первый порог, который можно выделить на общем, довольно напряженном сплавном фоне, Горбы - крутой левый поворот, заходная шивера около 200 метров и два мощных слива по метру каждый. Для катамаранов четверок проходиться без просмотра. За порогом на правом повороте мост, некоторые его обносили, мы прошли.

Небольшая шивера и порог Каляла - очень мелко, даже пришлось проводить катамаран. Сам порог несложный и проходиться по центру, лавируя среди камней. После этого на крутом правом повороте порог Дудки, который нам всем очень понравился. Сначала четыре небольших слива с косыми валами, а потом настоящая прелесть - каскад из семи ступеней, высота некоторых сливов достигает 1,5 метров. Сильный уклон видно невооруженным взглядом и при всем при этом, сливы четко просматриваются и проходятся с ходу.

Километром ниже начинается порог Воротца - самый сложный и интересный на Черемоше. Именно его наличие и позволяет говорить, что этот маршрут "тройка с элементами четверки". Река течет в узком каньоне шириной 6-9 метров, делая зигзагообразный поворот сначала налево, а затем направо. Порог состоит примерно из 14 косых сливов высотой до 2-х метров с бочками. В принципе просмотр порога (с левого берега) особенно ничего нам не дал. Самая главная задача ровно выходить на следующий слив, хорошо цепляться на выходе из бочек и следить за тем, чтобы тебя не прижало к берегу. Наверное, я бы не рекомендовал проходить этот порог на каркасных или каркасно-надувных байдарках, уж слишком велика вероятность оверкиля и дальнейшего его прохождения на спасжилете. Учитывая обилие камней, скорость и мощь течения - это задачка не из легких. Следующие два часа сплава до "стрелки" тоже не дают особо расслабиться, но ярко выраженных порогов (конечно по меркам Белого Черемоша) уже нет.

7 день (03.05.2002). Дневка. Просто радуемся хорошей погоде, компании друзей и залечиваем солнечные ожоги на лице и кистях рук.

8 день (04.05.2002). Вышли около 10:00. Честно говоря, мы не надеялись, что дальнейший сплав по Черемошу будет интересным, и были рады, что ошиблись. На участке до Выжницы дно реки очень, неровное, много камней, перекатов, быстрин, проток, среди которых надо выбирать линию движения (у нас было около пяти проводок здесь). Есть как минимум три вполне приличных порога. Первые два из них, не так далеко от "стрелки", Кетлище (Кетлице?) и Сокильский проходятся без просмотра по правой стороне - обливные камни, ряд сливов, большие валы (совсем не скучно). Но что нас особенно удивило и порадовало, так это порог Амиго за три километра до Выжницы, которого вроде бы как и не существовало до 1997 года (по крайней мере в старых описаниях, до этого года о нем никто не упоминает, а он того вполне стоит). Судя по местности в районе порога, река просто забила галькой свою левую протоку, и постепенно большая часть воды переместилась в правую часть довольно широкой долины, встретив на своем пути каменную гряду. Сам порог представляет собой косой слив высотой около двух метров поперек всей правой протоки с мощной бочкой. Например для нас он был приятной неожиданностью, мы четко идентифицировали его только в метрах 15 от слива. Левая протока в этом месте довольно мелкая, так что вы наверняка выйдете на порог. Слив выглядит так шикарно, что возникает желание просто остановиться и покататься на нем Н-ное количество раз. Да и обнос катамарана в этом месте вверх по течению короткий и не сложный.

В поселке Выжница два моста. Первый из них высокий автомобильный, а второй пешеходный. Для тех кто хочет закончить сплав в Выжнице, лучше всего останавливаться на галечной отмели за 100 метров до пешеходного моста. Так как в районе Выжницы у нас была запланирована ночевка, а сплавлялись мы не больше 4 часов, то была произведена короткая рекогносцировка местности, в результате которой выяснилось, что от этого места до автостанции 2 минуты ходьбы, а до ЖД вокзала - максимум минут 15. Дизель на Черновцы отходит в районе 16:00. Мы продолжили сплав и встали лагерем на правом берегу километра через 4 после пешеходного моста.

9 день (05.05.2002). Горы постепенно уходят на задний план, Черемош замедляет скорость течения и совсем исчезают порожистые участки. Река очень извилиста, множество островов, основными препятствиями становятся галечные перекаты и тросы паромных переправ. После порогов Белого Черемоша - откровенная скука и гребля как на каторжных галерах. На стоянку стали, как и планировали, в леске на левом берегу перед впадением в Прут, хотя тут еще не понятно, что куда впадает, но в общем, чтобы попасть в Черновцы, поворачивать надо направо.

10 день (06.05.2002). Дневка. Отоспались!

11 день (07.05.2002). Река становиться более полноводной, берега низкие, луг чередуется с лесом. Четыре часа неторопливого сплава и мы в Черновцах. Сначала автомобильный, а потом ЖД мост, остановились на правом берегу после второго. До вокзала полтора километра. Поезд София-Москва (прицепные вагоны София- Киев) отправляется в 20:08. Стоимость плацкартного билета - 24.80 грн. Очень доброжелательные проводницы и никаких проблем с погрузками наших "железяк" в вагон.

12 день (08.05.2002). Поезд прибывает в Киев в 13:47.

Данный поход полностью соответствует заявленной сложности. Прохождение на байдарках возможно за исключением порога Воротца (?) и требует серьезной подготовки судов и высокой слаломной техники экипажей.

Текст предоставлен Левчиком В.В.

Обработка (г. Киев, 2002 год) - Поездника Сергея, тел. в Киеве - (044) 4505910, poezd@i.com.ua, www.poezdnik.kiev.ua - "Водный туризм Украины".

Водный туризм Украины
2002