|
В 1961 - 1988 гг. в равнинной части Крыма была построена уникальная антропогенная гидрологическая система - Северо-Крымский канал (в дальнейшем - СКК, прим. ред.). Она состоит из магистрального канала длиной 402,6 км с расходом воды из Каховского водохранилища 294 м3/с, 10761,1 км межхозяйственных и внутрихозяйственных каналов, 22 водохранилищ, 857 прудов, 2925 буровых скважин, 14401 км коллекторно-дренажной сети. Суммарная площадь орошаемых земель достигла 400 тыс. га. Эта уникальная природно-техническая гидромелиоративная система по своей сложности и масштабности не имеет аналогов в Европе. (А. Н. Олиферов, Гидрография Крыма http://www.crimea-portal.gov.ua/)
Прочитал абзац выше и удивился - в свое время мне крымские студенты факультета ПГС говорили что СКК входит в тройку самых почетных "безмозглых" стройпроектов Крыма наряду со Щелкинской АЭС и изначально неверно спроектированным Ледовым дворцом Симферополя (когда лишь возведя крышу, строители поняли что он вот-вот обрушится). Вроде бы затраты на строительство и поддержку канала несоизмеримо выше, чем прибыль от орошения и водоснабжения, ибо из-за неучтенного испарения 4 трубы диаметром 1,5 метра были бы гораздо эффективнее чем СКК.
Тем не менее, СКК - это главная пресноводная артерия Крыма, любимое место отдыха степных крымчан и, наверное, единственный в степи полуострова полноценный "полигон" для байдарочников-новичков. С него мы и начали. Выбрали отрезок Армянск - Джанкой - 70-75 км - и в последние выходные апреля (включая "пасхальный" понедельник) попытались его пройти. Участники: Федорчук Алексей (я, 1976 г. р.), опыт - когда-то в 1992 немного ходил на байде по Деркулу (Луганская обл); Фральцов Александр (1977 г.р.), опыт отсутствовал. Таймень-2, спальники, палатка.
В апреле из Симферополя до Армянска добираться не очень удобно (в межсезонье практически все поезда прибывают в Армянск поздно вечером), поэтому оптимальным для нас был автобус Ялта-Одесса. Он забрал нас в Симферополе в районе 23-00 и выгрузил в холодном и ветреном Армянске в 3 часа субботней ночи. До моста через СКК всего 200 метров, поэтому доспать ночь решили у воды. Попили на автостанции чая с хот-догами, наполнили термос кофе, набрали воды и, обшаривая фонариком правый берег, в полукилометре от моста нашли защищенный от ветра овраг с чудной поляной для стапеля. Залезли в спальники и до семи утра спали, прерываясь на созерцание красивого звездного неба.
С утра детально осмотрели канал, ширина - не менее 70 метров, течение видимое, быстрое, берега - небольшие холмы и растительность. Создает впечатление большой реки. Собрали байдарку, позавтракали и отчалили. Солнце, несильный ветер в спину и красота берегов радовали душу. Рыбаки встречались редко, зато много местных жителей, которые качают воду для своих огородов. Подкатывают к берегу ручную тележку с бензиновым мотором, широкий шланг - в канал, узкий - на огород. Приближение поселков определяли по тарахтению таких движков.
Благодаря попутному ветру и течению до Красноперекопска дошли за два часа, за 3-4 км. перед городом берега видоизменились - и справа и слева бетонные плиты. Монотонно и неинтересно, пристать к берегу очень неудобно. Не пожалели что взяли якорь-кошку, здорово выручила. Перед "красноперекопским" поворотом (он виден издалека), очутились между двух озер - голубого и зеленого. Красиво. Думали что это последствия работы содового завода, но оказалось что естественные природные озера. О том, что прошли город, определили по телевышке. По всему каналу часто встречаются насосные станции и "каналы-рукава" - отводы воды на рисовые чеки (райские места для рыболов-карпятников). Километров через пять за городом берега становятся "нормальными", без плит, вдоль канала - лесополосы, за ними - бескрайние поля. Народа на берегу много - жарят шашлыки, рыбачат, пьянствуют. Был один инцидент - пьяная молодежь требовала "покататься" иначе угрожала забросать камнями с навесного моста. До моста было метров 200, гонку (мы - на веслах, они - на запряженной одной лошадью телеге) выиграли мы. Просто им пришлось делать крюк, чтобы объехать небольшой лесок. Нам повезло.
На ночлег остановились в небольших камышовых плавнях перед Воинкой (400 метров до моста на левом берегу). Дров достаточно, пласт камыша уложили под палатку. На другом берегу мужик на ночь ставил "паука" хитрой конструкции на щуку. Я пожалел, что не взял хотя бы удочку. В шесть утра нас разбудил детский крик - идущие на рыбалку местные пацаны решили проверить эту снасть, за чем их и застал хозяин. Почти метровая щука справедливо досталась владельцу паука.
Тронулись в 9-00, за мостом остановились, Саня сходил в Воинку за хлебом, водой и продуктами. До обеда шли нормально, затем все перепортил сильный встречный ветер. Если гребет один человек - байдарка стоит на месте. Пару километров прошли проводкой. Сильный дождь вообще убил в нас веру в удачный исход путешествия, вымокли и устали. Стали на стоянку на левом берегу километрах в 3-4 после Колосков (1,5 км после моста), я случайно утопил сигареты. Дров мало, мокро и холодно. Спасли водка и лук.
Утром - тепло и солнечно, но ветер не в нашу пользу, плюс байдарка за ночь высохла, посему решили идти пешком. Перешли на правый берег по газопроводу, стрельнули сигарет "Ватра" и воды у ошалевшего сторожа насосной станции и километров 8 шли пешком до Маслового. Оттуда уехали в Джанкой автобусом, испытывая избыток адреналина.
Впечатления, выводы и рекомендации.
В целом - СКК очень даже хорош для новичков, но наш маршрут лучше проходить за 4-5 дней. Желательны спасжилеты. Не помешает древесный уголь. Обязательны рыбацкие снасти (рыбы много). В поселениях вдоль канала можно купить все необходимое.
Примечания:
Карты Украины в М 1:100 000 можно приобрести в Киевских магазинах по адресам:
Описание прислал в мае 2005 года Федорчук Алексей, e-mail: afedorchuk@sv.ua,
Редакция Поездника Сергея, тел. в Киеве - 4505910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»
|