Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Северский Донец - 2004 (Савинцы - Святогорск).

Отчет о водном туристическом путешествии на байдарках.
Автор - Федорчук Алексей (Симферополь).

Впечатления, выводы и рекомендации.

В книге Воронова Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке" из 10 максимальных река Северский Донец оценена высоко - в 8 баллов. Совершенно заслуженно: живописные берега, разнообразный животный и растительный мир, очень чистый (!) воздух, обилие стоянок и дров, отличная рыбалка, немногочисленность и радушие населения, как будто специально подобранная скорость течения - все это ставит реку в ряд великолепных водных туристических маршрутов левобережной Украины.

На байдарке река проходима по всей территории Украины. Путешествие также можно начинать с Оскола - ее главного притока на Харьковщине. На маршрут Савинцы - Святогорск выбор пал из-за удобной транспортной развязки, достопримечательностей Изюма и Святогорья и временного ограничения.

Вода чистая, прозрачная. Рыбы в реке достаточно (38 видов), ловится неплохо, были бы черви и блесны. Обычных удочки и спиннинга вполне достаточно чтобы наловить окуней, щучек и карасей на уху. Не помешает маленькая сетка для ловли живцов.

Требования к плавсредству и участникам - аналогичные отчету С. Поездника "Удай-2005 год". В холодное время обязательны спасжилеты.

Недостаток - иногда сильный встречный ветер

Справочные данные:

Протяженность - 140 км (информация неточна, разные карты дают разные цифры)

Базовая карта - топографическая карта Харьковской области, М: 1см-2км

Средства сплава - две байдарки "Таймень-2"

Время похода - конец апреля - начало мая 2004 года

Длительность - 8 дней (с момента выхода из поезда Киев-Харьков до посадки в него же). 1 день - отъезд из Харькова, прибытие в Савинцы, стапель, сплав; 2,3,4 - сплав; 5 - дневка (изюмские экскурсии); 6,7-сплав, финиш; 8-сбор байдарок, экскурсии, приезд в Харьков.

Категория сложности - первая.

Ориентировочная средняя скорость - 6-8 км/час.

Уровень воды в реке - повышенный, в конце похода - нормальный

Количество участников - 4. Все взрослые, один новичок.

Техническое описание маршрута:

Подъезд: Киев/Симферополь - Харьков - Левада (Харьков) - Савинцы

Несмотря на то, что трое из нас вместе с байдарками в Харьков ехали поездом из Симферополя, а один - из Киева, временнЫх нестыковок на всем пути не было. Все прибыли утром примерно в одно и то же время. С харьковского ж/д-вокзала на метро ехать 15 минут до станции Проспект Гагарина - это и есть транспортный узел Харьков-Левада, откуда ежедневно в 10-17 отправляется изюмская электричка (26 грн - за четыре взрослых билета и багаж). Около 12-30 она прибывает в Савинцы, главное - не прозевать момент прибытия, потому как остановки объявляют невнятно. В пятидесяти метрах от платформы в Савинцах - магазин, в котором можно купить крупы и консервы. До реки - полтора-два км, воду, если есть желание, лучше набрать в последних дворах поселения. На правом берегу в ста метрах ниже моста - удобное место для стапеля.

Маршрут:

От Савинцев река около километра нешироким руслом (около 15 метров) течет на восток, затем километров семь - на юго-восток, справа - равнины, левый берег холмист и лесист. Течение видимое, вода только начала спадать, часто встречаются рыбаки. Забегая вперед, отмечу, что мест для стоянки и дров на всем пути достаточно (пила не нужна, топора хватит с головой), но в первый день лучше максимально приблизиться к Изюмскому лесу и заночевать на левом берегу - подальше от населенных пунктов и веселящихся компаний молодежи на мотоциклах. Кстати, все наши ночевки были на левом берегу.

Далее река делает правый зигзаг, практически здесь и начинается великолепный Изюмский лес (посаженный в 19 веке вольным крестьянином вместе со своими сыновьями), хотя на карте он отмечен южнее. Очень красивые и пологие, и обрывистые берега, густой исполинский лес, часто встречаются деревянные постройки (домики, навесы, столики…) для отдыха и рыбалки, но людей практически нет. Видимо, сезон еще не наступил. Река петляет, течение ускоряется, часто встречаются упавшие в воду деревья и коряги, отмеченного на карте островка нет. Затем река выходит из леса на холмисто-равнинную местность, русло расширяется, течение замедляется, становится заметно мельче. Начинается череда деревень и хуторов - гуси, стада коров, рыбаки на плоскодонках. Понтонный мост возле села Левковка нужно обносить, чему отлично способствует небольшая бухта справа перед ним. В селе можно пополнить запас продуктов и позвонить - на пригорке ловят все мобильные операторы, на почте есть переговорный пункт. С моста рыбаки таскают неплохих щук и окуней на блесну. За мостом течение ускоряется, река сужается и возвращается в лес. Берега поочередно становятся обрывистыми, порой выше 10 метров. На одном из таких обрывов справа видна окраина села Ивановка - деревянная избушка возле огромных дубов - мечта фотографа. Дальше следов человека практически нет, лес густеет, много прибрежной растительности и непуганых бобров с черепахами. Слева вдоль русла - заброшенная дорога, в лесу много поваленных ветром деревьев в три обхвата. Удобные места для стоянки есть, но с воды увидеть сложно, лучше поискать с берега. Далее река снова петляет, при прохождении отмеченного на карте островка нужно быть осторожным - русло сильно сужается, течение сильное, а сам островок представляет собой завал из деревьев, идти следует максимально близко к левому берегу. На кручах со стороны деревни Ветровка и поселка Чепель много рыбаков со спиннингами. Отмеченная на карте река Чепель на самом деле представляет собой еле видимый заросший камышом ручей. Вскоре лесистым остается только левый берег, справа на пригорке виден купол старой кирпичной водонапорной башни, похожей на купол церкви - это село Протопоповка, можно купить продуктов и набрать воды. Пристать к берегу удобнее за остатками навесного моста. Стационарный мост за селом Петровское снесен половодьем, на оставшихся сваях образовалась большая плотина из деревьев, бревен, досок и всякого хлама. Обнос. На левом берегу за остатками моста - отличное место для дневки/ночевки, благо плотина с обеих сторон кишела рыбой, дров - предостаточно, а местное население напоминало о себе лишь рокотом тракторов на полях другого берега.

За селом Петровское - заметный уклон, течение довольно быстрое, левый берег лесист, правый - пересеченная холмами равнина с редколесьем. Ближе к каналу Днепр-Донбасс встречаются местные рыбаки. Некоторые рыбачат с резиновых лодок с велосипедами на корме. Рациональный и физически полезный способ передвижения. На канале - очень много рыбаков на резинках, все - с уловом. После впадения канала течение усиливается. Островок лучше обходить слева - если попасть "в струю" сильного течения, то вынесет довольно далеко и не придется преодолевать водовороты - шедшая правой протокой байдарка отстала минут на десять. Слева перед железобетонным мостом возле села Червоный Шахтар - хорошая заводь для остановки с целью пополнения продуктовых запасов и телефонных переговоров. В селе (оно на возвышенности перед огромным лугом) работают мобильные, есть переговорный пункт - он же и почта и магазин.

Далее и правый берег покрывается лесами, на реке начинают появляться плесы, чаще встречаются рыбаки. В дачных хуторах Шпакивка и Донецкое можно набрать воды, местные очень приветливы, мы отвечаем взаимностью - крымчане рассказывают, какое оно Черное море и чего им там не сидится. Перед мостом в Донецком торчат деревянные сваи старого моста.

По мере приближения к Изюму заметно усиливается уклон, течение ускоряется, много моторок и браконьеров, на берегах - дачи, лодочные гаражи и причалы, очень оживленно. Перед всеми изюмскими мостами нужны внимание и осторожность - по словам местных, везде есть сваи от старых мостов. Правда мы видели только одни, но вода была высокой. К сваям прижимает течением.

Как пишет туристическая карта, история Изюма славится интересными событиями. В 1111 году киевским князем Владимиром здесь были разгромлены половцы, в 1185 здесь стояла дружина новгород-сиверского князя Игоря Святославича. Стоит посетить Изюмскую крепость (на правом берегу), Преображенский собор, Николаевскую и Вознесенскую церкви, гору Кременец.

Поскольку перед Изюмом река довольно населена, сам город длится не меньше пяти км, и за городом достаточно оживленно, то спланировать маршрут лучше так, чтобы ночевка не выпала на черту города или пригород. Впрочем, мы ночевали в лесо-парковой зоне в районе Диброва. Дров достаточно, спокойно, но на всякий случай поочередно дежурили (или грелись - в одну из ночей было минус один на грунте) у костра, чем отбивали интерес у редких ночных путников.

Отчалив, на первом же повороте встретили лагерь сушащихся водников (две байдарки и большая резиновая лодка) - резинка напоролась на корягу возле правого берега. Дальше река становится шире, сужаясь лишь местами, течение немного замедляется. Канал-перемычка от Синичино непроходима, от Синичино до Яремовки на берегах оживленно - люди отдыхают, браконьерствуют, ремонтируют или строят рыбацкие хибары, возводят коптильни. Сюда многие переезжают жить и работать на летний сезон - ловят и продают рыбу свежую, копченую и вяленую. Зимой за счет этого и живут.

Сразу за впадением Оскола в Северский Донец - хорошее место для стоянки на правом берегу, ориентиры - обожженное дерево, кострища с рогатинами и большой - чуть меньше метра в длину - черный кремень на полянке. Очень полезный камень, очищает воду и заряжает ее не слабее Кашпировского.

За Яремовкой - уже в Донецкой области - река петляет, чаще встречается сосновый лес, течение видимое. Правый берег постепенно превращается в горы. Последний поселок перед Святогорском - из красного кирпича, очень красиво и живописно. На берегах - рыбаки, велосипедисты и отдыхающие. Сразу за мостом глазу открываются Белые горы и купола Святогорского монастыря вместе с памятником большевику Артему. Если не ошибаюсь, Чехов когда-то назвал эти края маленькой Швейцарией, нельзя не согласиться. От пройденного моста до стоянки за святогорским мостом несколько километров, левый берег обрастает пляжами и базами отдыха, людно - народ приехал на майские праздники. Из-за сильного ливня на ночевку остановились на турбазе из синих домиков слева за мостом (7 грн с носа за койку и комплект белья). По словам управляющего турбазой, в Святогорск регулярно съезжаются байдарочники, устраивают соревнования, живут в палатках в прибрежной лесопарковой зоне или на территории базы. Святогорск - главный донбасский город-курорт, судя по хорошо развитым инфраструктуре и сервису, отдых тут великолепен и разнообразен (например, любители экстрима могут взять в прокат горный велосипед и спуститься с Белых гор). Но в первую очередь эти места уникальной флоры ландшафтного заказника "Святогорье" знамениты памятниками истории и архитектуры, которых насчитывается 21- начиная с могильников и поселений каменного и бронзового веков и заканчивая отреставрированным и функционирующим Святогорским монастырем с лабиринтом пещер в меловой скале. Здесь есть средневековое поселение, Успенский собор, Покровская церковь с колокольней, Братская могила времен ВОВ, Святой источник… Экскурсии недороги, продается много сувениров (в том числе и кремень), в городе много монахов.

Отъезд

От монастыря до расположенного в лесу новенького ж/д вокзала - 8 км, мы уехали автобусом с моста в 16-45 (ходит ежечасно). Через Святогорск (ж/д) на Харьков в день проходит много поездов, мы добирались комфортным скоростным электропоездом "Дебальцево-Харьков" (стоянка-2минуты). Он ходит каждый день кроме среды, отправление в 17-30, прибытие на станцию Левада-Харьков в 20-50. Справка харьковского вокзала (0572) 005 или 24-41-83. На первой платформе харьковского вокзала - уникальный памятник: спешащий за сокровищами мадам Петуховой отец Федор (И. Ильф, Е. Петров, 12стульев). С чайником. Стоит сфотографироваться.

Примечания:

1) Лучше держаться левого берега, такое впечатление что на правом - больше наносов из-за поворота реки влево.

2) Практически перед всеми мостами следует быть осторожными, иначе можно напороться на торчащие остатки свай старых или снесенных мостов.

3) Наверняка некоторые данные уже устарели (например, мост за Петровским вероятно восстановили и др.).

Карты Украины в М 1:100 000 можно приобрести в Киевских магазинах по адресам:

  1. ул. Красноармейская 71, тел. 268-7125.
  2. Ул. Шолуденко 27/6, тел. 236-7890.

Отчет написан Алексеем Федорчуком, e-mail: afedorchuk@ukr.net в ноябре 2005 года по полевым записям похода.

Водный туризм Украины
2002