|
Случь (южная) - правый приток Горыни - принадлежит бассейну Припяти. Протекает по Хмельницкой, Житомирской и Ровенской областям. Истоки реки лежат на Волынском плоскогорье, у села Авратин Хмельницкой области, устье - у села Велюнь Ровенской области. Длина Случи - 451 км, ширина от - 5 до 50 м, наибольшая ширина -110 м, уклон - 0,40 м/км. Преобладающие глубины на плесах - 1-4, м, на перекатах - 0,2-1 м., площадь бассейна - 13 900 кв. км.
Сaмый кpaсивый участок на реке - выше села Висловичи Ровенской области: гранитные скалы, поросшие лесом, пороги и перекаты. Большинство перекатов при высокой воде легкопроходимы, а при низкой часто превращаются в серьезные препятствия. Всего на реке около 30 искусственных препятствий в виде мостов и плотин, и все они достаточно сложны. Течение под большинством мостов направлено под острым углом к быкам, поэтому при прохождении на байдарке возникает опасность быть прижатым к опорам моста.
Путешествовать по реке можно в течение всего теплого сезона, но лучше с мая по июль. Наиболее удобны суда - разборные байдарки. Можно идти и на плотах, состоящих из легких каркасов и автомобильных камер. Однако это потребует много времени, так как скорость течения невелика да к тому же приходится часто делать обносы. Описываемый маршрут от Мирополя до Сарн, протяженностью 286 км, оценивается ІІ категорией сложности и может быть рекомендован подготовленным туристам.
Мирополь - Новоград-Волынский, 83 км
До начального пункта маршрута - поселка Мирополь - можно доехать из Киева железной дорогой, сойдя на станции Полонное Хмельницкой области, а оттуда рейсовым автобусом. Вообще ко всем городам и крупным поселкам в районе маршрута можно подъехать рейсовыми автобусами или попутными автомашинами.
Первый день путешествия обычно, уходит на осмотр Мирополя и сборку байдарок после чего, пройдя около 4 км вниз от поселка, можно встать на ночлег. Здесь есть удобное место на правом берегу, у леса. На следующий день предстоит большой переход, с тем чтобы, пройдя село Барановка, остановиться в 15 км ниже его, у леса. Река на этом участке неширокая, часто встречаются несложные перекаты и камни в воде. По берегам выходы скальных пород. Барановка славится своим фарфором. Изделия Барановского завода были представлены на выставках в Нью-Йорке, Марселе, Дамаске, Хельсинки, Салониках и в других городах. В заводском музее можно увидеть изделия, изготовленные заводом на протяжении более чем 150 лет. В Барановке реку пересекает автомобильное шоссе. Проходить под мостом следует осторожно. На участке Барановка - Новоград-Волынский несколько легкопроходимых перекатов. Остановиться на ночлег можно в 700 м ниже автомобильного моста, на правом берегу, где есть травянистая поляна.
Следующий день стоит посвятить осмотру Новоград-Вольгнского - крупного промышленного центра Житомирщины. В этом городе в 1871 г. родилась выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка. Случь с ее высокими скалистыми кручами чудесно дополняет архитектурный ансамбль города. Громадные валуны перегораживают течение реки, создавая пороги и живописные острова. В районе города имеются два переката, проход через которые при низкой воде возможен лишь у правого берега. Наиболее сложное препятствие для лодок - железнодорожный мост. При низкой воде пройти под ним вообще не удастся, необходим длинный обнос (600 - 700 м).
Новоград-Волынский - Сосновое, 102 км
В 7 км ниже моста в селе Александровка новое препятствие - порог длиной 150 м. Громадные камни разбросаны по всей ширине реки. Порог непроходим; байдарки надо обнести правым берегом на 200 м. Еще один обнос (250 м) предстоит в селе Чижовка, где путь преграждает высокий водослив; обносить лучше левым берегом. В 12 км ниже Чижовки лес подходит близко к реке, здесь хорошее место для ночлега. В 7 км отсюда - поселок Курчица. Серьезное препятствие - мост, имеющий три низких пролета, через которые устремляется вся вода, создавая за мостом высокие стоячие волны.
Сложный порог расположен в 4 км от Курчицы, у старой мельницы. Камни в нем разбросаны в шахматном порядке, кроме того, в воде много металлических остатков - прутьев и проволоки. Удобный путь для байдарок можно найти в средней части порога. На ночлег можно встать в 2 км ниже порога, где река уже успокоилась. 0исюда несколько километров до небольшого городка Городница, в котором стоит осмотреть церковь древнеславянской архитектуры. Напротив города, на реке -небольшой островок и рядом два переката. На ночлег можно остановиться в 2 км ниже Городницы.
Участок Городница - Бычеги проходится легко. В селе Бычеги мост с двумя пролетами. Сильное течение и малая высота пролетов значительно усложняют движение. Ниже села Бычеги река входит в узкую кaньонообразную долину. Внимание туристов привлекают крутые берега, обрамленные деревьями, нависающие над водой скалы. Еще через 5 км долина Случи слегка расширяется и вдали, на высоком правом берегу показываются руины величественного замка ХIII-ХIV вв. Сверху, от подножия замка, открывается широкая панорама реки. Через 3 км байдарки приходят в поселок Сосновое, ниже которого можно остановиться на ночлег.
Сосновоe - Сарны, 101 кмНиже Соснового Случь течет по более ровной местности. Берега сильно понижаются, прибрежные леса сменяются лугами, скалы встречаются редко. Пройдя 25 км от Соснового, можно останавливаться на ночлег. Следующий крупный населенный пункт -Березно. Проходить под мостом в Березно следует осторожно - здесь очень сильное течение. Безопаснее проходить у левого берега. На ночлег можно остановиться в 5 км ниже Березно, на левом берегу, в районе пионерлагеря.
Внимание!!! Далее река Случь входит в зону с радиационной зараженностью территории выше допустимых норм (прим. Поездника С. И. на основании карты радиационной обстановки за 1990 год, ГЭУ).
Ниже пионерлагеря река разветвляется на три рукава, идти следует по правому. На левом берегу видны остатки дотов - следы былых сражений Великой Отечественной войны. Ниже по реке - село Чудель, где можно пополнить запасы продуктов. Отсюда до конечного пункта маршрута - города Сарны -18 км. Сарны - крупный железнодорожный узел, откуда легко уехать в любом направлении.
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
l-й день: Мирополь - место ночлега, 4 км; 2-й: место ночлега под Мирополем - 15-й км за селом Барановка, 35 км; 3-й: место ночлега - Новоград-Волынский, 44 км; 4-й: дневка, осмотр города; 5-й: Новоград-Волынскнй - 12 км ниже села Чижовка, 30 км; 6-й: место ночлега - 4-й км за селом Курчица, 10 км; 7-й: место ночлега - Городница, 20 км; 8-й: Городница - Сосновое, 42 км; 9-й: Сосновое - 25 км вниз по реке; 10-й: место ночлега - Березно, 19 км; 11-й день: Бepезно - Сapны, 57 км.
Автор - В. А. Иванов
Источник информации - книга «Водные маршруты Украины» (составитель Н. Н. Горбунова), Москва, изд. Физкультура и спорт, 1969, - 168 с.
Данная информация устарела, поэтому просьба к энтузиастам - присылайте, будь ласка, уточнения и дополнения администратору сайта. Авторство и СПАСИБО - гарантированы.
Сканирование и обработка (2003 год): Поездника Сергея, тел. в Киеве - 4505910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»
|