|
Впечатления, выводы и рекомендации.
Сула - лучший из трёх туристских маршрутов левобережной Украины (имеются в виду реки, впадающие в Днепр - Ворскла и Псёл). Река прекрасна во всех отношениях - мало населенных пунктов, полное отсутствие туристических групп и автотуристов, живописные берега, обилие стоянок и дров, доброжелательное отношение населения, браконьеров и рыбоохраны к водным туристам, спокойное течение, отсутствие плотин и завалов (всего один завал в районе г. Лубны). Но в сравнении с упомянутыми реками её выделяют два значительных преимущества - плавни (2 участка по 15 км зарослей сухого камыша, образующих настоящий лабиринт) и обилие рыбы. Некоторые места настолько хороши, что хочется купить дом.
Вода в реке прозрачная, коричневого цвета; перед употреблением её необходимо прокипятить, а если есть возможность - дать отстояться. Особо боязливым туристкам можно напомнить, что одна капля йода на кружку воды является абсолютным стерилизатором (см. "Советы туристу" в разделе сайта "Памятка"). Ко всему прочему, в любом селе можно набрать воды из колодца.
Оптимальное плавсредство туристская байдарка, количество участников до 10, соотношение дети/взрослые до один к одному, опыт незначительный (кроме командира), количество новичков до 20%, дисциплина и соблюдение техники безопасности (спасжилеты для детей до 14 лет) обязательны.
Хвороста на берегах хватает, пила не требуется.
Рыбы в реке много (голавль, сазан, карась, плотва, окунь, сом, лещ, синец, линь, ёрш. Щуки - мало). Плавни Сулы являются нерестилищем и охраняются законом (Сулинский ландшафтный заказник общегосударственного значения площадью 7811,3 га) - патрулирование инспекторов (в форме с кокардами на фуражках) осуществляется на моторных лодках днём и ночью с прожектором. Туристов рыбнадзор не трогает. Рыбалка запрещена - штраф около 300 грн за обнаружение сухой сети, но "рыбаков", которые прячутся по плавням, очень много - и это является, пожалуй, организованным преступным промыслом. Настоящим бедствием является обилие в нижних плавнях старых брошенных запутанных сетей с дохлой рыбой (запах!) - результат безжалостного истребления рыбных запасов во время нереста. Спиннинг с первого заброса обязательно цепляется за какую-нибудь сеть. "Жизнь" на реке в плавнях начинается вечером и продолжается всю ночь. То тут, то там бесшумно появляется из бескрайних камышей и тут же исчезает деревянная юркая лодочка с двумя мужичками (гребут стоя) и мешками с рыбой. За один дождливый вечер (когда мы заблудились) я насчитал около 10 таких лодочек. Зато днём можно наблюдать, как по всем камышам плавают вверх брюхом огромные полуразложившиеся туши сазанов, карасей и др. - погибшая и выброшенная (некондиция) или погибшая от ран, нанесённых сетью, рыба. Тоскливое и неприятное зрелище.
Течение Сулы в мае месяце видимое - около 2 км в час, со скоростью байдарки (4 км/час) скорость передвижения группы может достигать 6 км/час, что в свою очередь даёт возможность не напрягаясь пройти маршрут (130 км) за 6 - 8 ходовых дней (по 20 - 16 км или по четыре - три гребных часа в день).
Глубина реки - более двух метров. Уровень воды в мае выше нормы, но ниже максимума, многие луга залиты, стоянки выбирать желательно в соответствии с рекомендациями этого отчёта. Летом таких проблем нет. Река иногда образует водовороты с обратным течением, которое уменьшает скорость байдарки.
Недостатком маршрута в мае месяце является, как и на всех реках, наличие клещей. За последние годы в Украине их количество по неизвестным причинам увеличилось в 100 раз, но в этом походе их было сравнительно мало - мы обнаружили на себе всего одного, видели на вещах нескольких и из собаки вытащили трёх. Встречи с этими неприятными насекомыми можно избежать, выбирая стоянки на лугах, а не в лесу. Рекомендуется не разбрасывать спальники и одежду на траве и систематически осматривать друг друга. Клещ падает с деревьев, разносится ветром и кусает безболезненно, но если он уже впился, то его надо без всяких масел выдернуть или вывернуть. Обычно головка клеща остаётся в коже человека, но это не страшно - со временем она "выйдет" сама. Зуд в месте укуса после такой "операции" может беспокоить до месяца. Заболеваний энцефалитом, переносчиком которого является клещ, в Украине не зарегистрировано (кроме Крыма). Знакомые, которые параллельно с нами ходили по Крыму отмечали, что и там клеща в этом году стало значительно меньше.
Вторым недостатком является неудобная заброска (транспортировка группы к месту старта) из Киева и выброска (транспортировка группы от места финиша) в Киев. К сожалению, все поезда из Киева приходят в г. Лубны вечером, что крайне неудобно. Единственный утренний ж/д транспорт - электричка "Борщагивка-Гребинки" (отправляется в 07-24 из Киева), которую в Гребёнке ждёт "дизель" до Лубён (прибывает около 11-30). Ребята, которые сели в электричку не на станции отправления (Борщаговка), а на станции Петровка (07-42) - намучились (много народу). Из Лубнов (аналогично) "дизель" обратно отправляется в 00-01 (ночью).
К остальным недостаткам маршрута, как и на других реках Украины, можно отнести беспрерывное ночное пение соловьёв, хотя, некоторые (например, я) считают это преимуществом.
1. Справочные данные о путешествии.
Район путешествия Украина, Полтавская область, лесостепь.
Маршрут по реке Сула от г. Лубны до с. Лящивка (Кременч. водохр. на р. Днепр).
Вид туризма водный.
Средства сплава байдарки (
Категория сложности первая.
Время похода с 01 по 09 мая 2004 года.
Продолжительность похода 9 дней, в т. ч.: подъезд, отъезд 1 день, пешая часть (волок) 1 обнос (затор), движение против течения (бечёвник) отсутствует, днёвки 0.5 шт., радиальные выходы отсутствуют, сплав 7.5 дней.
Протяженность маршрута 130 км.
Уровень воды в реке высокий, в конце похода нормальный.
Количество участников похода 15 (в т. ч. детей 5), Количество собак 1.
2. Сведения о районе путешествия (из текста, приведенного на картах Киевской военно-картографической фабрики в М 1:100000).Местность представляет собой открытую плоскую или пологоволнистую равнину и расчленена широкими речными долинами и балками, склоны которых изрезаны промоинами и оврагами. Для территории характерны замкнутые понижения овальной формы ("блюдца"), заполняющиеся весной талыми водами. Кременчугское водохранилище и заболоченные участки речных пойм являются серьезными препятствиями при передвижении вне дорог.
Грунты преобладают суглинистые, в поймах рек торфяные, местами песчаные. Для лучшего использования земель и расширения пашни проводятся мелиоративные работы. Самые крупные осушенные массивы находятся в пойме реки Оржица. Возвышенные участки берегов Кременчугского водохранилища чередуются с низкими, отлогими, защищенными на отдельных участках земляными дамбами. По Кременчугскому водохранилищу осуществляется судоходство судами смешанного типа.
Река Сула также судоходная. Берега крутые и обрывистые, заросшие осокой, камышом и редкими кустарниками. Русло реки сильно извилистое с большим количеством островов, рукавов и заток. Пойма пересечена многочисленными старицами, заросшая осокой и кустарником. Остальные реки небольшие.
В юго-восточной части территории (в районе Святиловка-Броварки) значительные площади заняты прудами (рыбхоза), защищенными дамбами. Большая часть территории распахана. Небольшие массивы смешанного леса из сосны, дуба, осины встречаются по берегам рек и балкам.
Климат умеренно континентальный с теплым, солнечным летом и умеренно холодной, снежной зимой.
Железная дорога Гребенка-Золотоноша-Черкассы им. Шевченко - главная. Автомобильные дороги - с покрытием и с усовершенствованным покрытием. Автомобильные дороги без покрытия - профилированы. Грунтовые дороги в сухую пору года сильно пылят, в период таяния снега и во время дождей сильно размокают и движение колесных машин по ним в это время становится затруднительным.
В 1959 - 1961 гг. плотиной Кременчугской ГЭС на Днепре было образовано Кременчугское водохранилище. Строительство крупного гидроузла преобразило природу и хозяйство этой части приднепровья. Возникли широкие возможности для орошения засушливых районов Украины, а также для развития рыболовства. Водохранилище богато рыбой: лещ, сазан, судак, щука.
Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе Сулы значительны - Удай (приток Суллы) является отдельным великолепным маршрутом, рядом (восточнее) протекают живописные реки Псел и Хорол. Все они являются жемчужинами Украинского водного туризма.
О городе Лубны и храмах над Сулой (из статьи Станислава Власенко - Литературная столица Полтавщины, газета "Кіевскій телеграфъ" за 16-22 апреля 2004 года):
"Вiд Києва до Лубен насіяла конопель..." Слова этой народной песни невольно приходят на ум, когда подъезжаешь к районному центру Полтавской области Лубнам. Городу с территорией в 3055 га и населением около 60 тысяч человек, расположенному на правом берегу притока Днепра, реки Сулы, на расстоянии 200 км от Киева и 135 км от Полтавы.
Этот городок основан великим киевским князем Владимиром Святославовичем в 988 году, году крещения Руси, как небольшая деревянная (лубяная) крепость Посульской оборонительной линии на юго-восточной границе Киевской Руси.
Первое летописное упоминание о Лубнах датируется 1107 годом (Ипатьевская летопись рассказывает о разгроме половецкой орды ханов Боняка и Шарукана объединенными силами русских князей, возглавляемыми Владимиром Мономахом, "круг Лубна").
В 1591 году Лубны получили Магдебургское право. Через пять лет в урочище Солоница под Лубнами состоялась последняя битва повстанцев-казаков под предводительством Северина Наливайко с войском польского гетмана Жолкевского, после чего Лубны входят в состав огромных земельных владений магнатов Вишневецких.
Начиная с 30-х годов XVII столетия Лубны опять становятся центром могущественных крестьянско-казацких восстаний. В 1648 году казацкое войско Максима Кривоноса принесло волю людям "Вишневеччины". В годы освободительной войны середины XVII века отметился Лубенский казацкий полк. В 1648 - 1781 годах Лубны - центр этого полка. И с 1707 года в городе действовала одна из первых в Украине полевая аптека и ботанические сады для разведения и использования врачебных растений. До Полтавской битвы 1709 года город был самым большим на территории нынешней Полтавской области. С 1781 года Лубны - центр Киевского наместничества, позже - Лубенского уезда Полтавской губернии.
Промышленное развитие города ускорилось после строительства железной дороги Киев-Полтава, на которой и расположена станция Лубны. Полностью вся магистраль сдана в эксплуатацию в 1901 году. Она была частной и входила в Московско-Киевско-Воронежской железную дорогу. Позднее линия вошла в состав Южной железной дороги. Паровозное депо, было крупнейшим на участке Гребёнка-Ромодан. Здесь ремонтировались локомотивы из Ромодана, Пирятина, Гребенки.
В 1905 году действовала Лубенская республика.
В 1938 году на станции Лубны была создана знаменитая бригада "Комсомолка" в составе машиниста Галины Тодчук, помощника Татьяны Гречановской и кочегара Марии Кочуры. Изучать опыт первой в Украине женской паровозной бригады приезжали специалисты со всего СССР.
Храмы над Сулой
B четырёх километрах от города на берегу реки Сулы находится уникальный архитектурный ансамбль Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Монастырь был основан в 1619 году на деньги дочери известного культурного и религиозного деятеля Исая Копинского (Вишневецкого), происходившего из знатной украинской семьи. Тарас Шевченко в повести "Близнецы" писал: "...дочери лютого Еремии Вишневецкого снился сон, будто она была в раю, но её оттуда вывели ангелы, говоря, что если она на свои деньги выстроит храм Божий близ города Лубны, то поселится в раю на веки вечные". И храм был действительно выстроен на её средства. Вишневецкие в то время владели огромными территориями. Им принадлежали 53 города, местечка и села, среди которых выделялись Лубны, Ромны, Глинск, Пирятин, Полтава и другие. Парадоксом является то, что православный монастырь был выстроен на деньги дочери ревностного католика.
С момента основания монастырь играл важную роль в религиозной и культурной жизни Украины. В XVII-XVIII веках в монастыре велась летопись. В составлении летописи участвовали как монахи, так и представители светской общины города Лубны. Первым архимандритом монастыря был украинский просветительский и церковный деятель Яким Горленко (1705-1754). Он был автором поучений, родовых записок, стихов. В 1663 году под именем монаха Гедеона в монастыре находился сын Богдана Хмельницкого - Юрий. На протяжении всей истории облик монастыря постоянно менялся. Деревянные постройки разрушались или сгорали при пожарах; на их месте строились каменные. До наших дней сохранились лишь немногие постройки. Спасо-Преображенский собор - главный храм монастыря - был заложен в 1684 году и закончен в 1692-м. Храм строился под присмотром архитекторов Баптиста, Томашевского и Пирятинского. После восстановления был изменен первоначальный вид, в интерьере - барельефный декор. Собор одно из лучших сооружений в стиле украинского барокко, где объединена староукраинская архитектура XI - XII веков с барочно-ренессансной культурой Западной Европы. Рядом с собором сохранилась трехъярусная колокольня в стиле барокко, которая была построена в 1785 году и достраивалась в 1837-1844 годах. Неподалеку находится Благовещенская (Теплая) церковь, воздвигнутая в XIX веке в псевдовизантийском стиле.
Главной святыней монастыря являлись нетленные мощи Константинопольского патриарха Афанасия III Пателария, захороненные в 1654 году. В 1653 году он впервые посетил этот монастырь по пути в Москву. А до этого его прошлое связано с подвижничеством в монастырях Синая и Афона, паломничеством в Палестину, проповедничествам в Молдавии, патриаршеством в Константинополе. Патриарх встречался с царем Алексеем Михайловичем, с Богданом Хмельницким, участвовал в Переяславской Раде. В 1654 году он серьёзно заболел и высказал последнюю волю быть погребенным во Мгарском монастыре.
Константинопольских патриархов, стоящих в иерархии православных церквей на первом месте, всегда хоронили в сидячем положении. Так поступили и на этот раз. Патриарх был похоронен в храме, под амвоном, в каменном склепе, где он покоился, сидя в деревянном кресле. Спустя много лет митрополит Газский Паисий, посетив монастырь, попросил показать ему гробницу. Когда ее открыли, то обнаружили хорошо сохранившиеся мощи патриарха. Все остальное - одежда и кресло - сгнило... Через некоторое время он был канонизирован.
Тысячи людей с надеждой и верой шли на поклон к святым мощам. Монастырь стал широко известен по всему православному свету. В 1736 году сильный пожар уничтожил большинство сооружений, но монастырь был восстановлен. Императрица Елизавета пожертвовала монастырю 2000 рублей, что дало возможность отстроить главный храм и главный корпус келий. Отдавали дань уважения монастырю украинские гетманы и российские монархи: 8 охранных универсалов выдано монастырю Богданом Хмельницким, 3 - Петром Дорошенко, 10 - Иваном Самойловичем, 11 - Иваном Скоропадским, 3 жалованные грамоты - от Алексея Михайловича, 3 - от Иоанна и Петра Алексеевичей, 1 - от Елизаветы Петровны.
После революции 1917 года монахи переложили мощи святого в деревянный гроб, а позднее перевезли в Харьков, где они находятся и поныне. На месте где уединялся патриарх Афанасий был построен сохранившийся до на дней Дальний Скит.
В 7 км от города Лубны, по дороге в Лохвицу, в селе Пески стоит Успенская церковь, построенная в начале ХХ века. Внутреннее убранство церкви выполнено в национальном украинском стиле. Иконы убраны белыми рушниками с изящной полтавской вышивкой. Внутри церкви - по-домашнему просто и торжественно. Дальше по той же дороге на Лохвицу, в селе Березоточа, расположен еще один памятник архитектуры - Покровская церковь, построенная в 1866 году. Как и в с. Пески она чудесно вписана в ландшафт и является украшением села.
Современные Лубны - это значительный промышленный и культурный центр. Наибольшими предприятиями города явлются ОАО "Лубенский молокозавод", "Лубенский мясокомбинат, "Лубныфарм", "Машиностроительный завод "Комсомолец", "Счетмашприбор", "Автомаш", швейная фабрика "Лубенчанка", фирма "Валтекс", 3AO "Лубны-мебель", "Винзавод" и др. Всего в городе 22 промышленных, 12 строительных, 7 транспортных предприятий. Количество видов промышленной продукции, которая вырабатывается предприятиями города, составляет около 300 наименований, более 60 из них освоены за последние годы.
В городе находится и открытое акционерное общество "Лубныфарм" - самое большее фармацевтическое предприятие в Украине, которое выросло из небольшой фармацевтической фабрики, основанной в 1932 году. В данное время по показателям объема производства оно входит в первую пятерку предприятий области. Капитал предприятия составляет $1,2 млн. Оно выпускает более 13 единиц наименований продукции, в том числе 300 медицинских препаратов, которые являются уникальными и другими заводами Украины не производятся, так как являются экологически чистыми и для их приготовления используется натуральное естественное сырье. Предприятие сотрудничает с более чему 29-иностранными фирмами в Венгрии, Польше, Франции, Голландии, Германии, США, Китае, Израиле, Турции и других государствах.
Другая фирма - "ВАЛТЕКС" - в прошлом коверно-войлочная фабрика - основана в 1915 году. Основные виды деятельности - производство шерстяных, жаккардовых, стеганых одеял, войлока и изделий из войлока, валенок. Предприятие способно за одну смену выпустить 236 тысяч штук одеял, 300 тонн войлока и изделий из него, 98 тысяч пар валенок. Предприятие занимает монопольное положение в Украине по выпуску войлоков и деталей из них.
Кроме того, Лубны - город выдающихся культурных традиций, в свое время считался "духовной столицей края, Афинами Полтавской губернии". В городе 10 общеобразовательных школ, техникумы бухгалтерского учета и лесной; техническая школа Южной железной дороги, художественная и спортивная школы, медицинское училище, музыкальная школа. Город имеет свою футбольную команду - "Ника". Выходит газета "Вестник". Есть галерея искусств, краеведческий музей, кинотеатр "Киевская Русь", городской Дом культуры. Город по праву считается литературной столицей области.
3. Техническое описание маршрута
Подъезд (заброска).
Электричка "Борщагивка-Гребинки" (отправляется в 07-24 из Киева), которую в Гребёнке "ждёт" "дизель". Этот "дизель" в Лубны прибывает около 11-30. От вокзала до реки на общественном транспорте довольно трудно добраться, поэтому удобнее найти машину. Такую машину нам предоставил Николай Куприй (тел. 8-053615-2533) - порядочный человек, хорошо знающий реку и окружающие её берега (работает главным лесничим военного охотхозяйства). Он забросил нас в с. Луки (10 км выше г. Лубны) на р. Удай, где имеется удобное место для стапеля (места сбора байдарок). Если перебраться на левый берег, то здесь можно и заночевать. Такая заброска была обусловлена желанием посетить Мгарский монастырь, который стоит на холме правого берега р. Сула между с. Луки и г. Лубны. Теперь, когда маршрут пройден, видно, что стапель целесообразнее организовать ниже - не на Удае, а на Суле - в с. Березоточа, где имеется прекрасное место и для ночёвки (на правом берегу между впадениями двух русел Удая). Можно байдарки собрать и в с. Мгар, но на лугу между автодорогой и рекой не очень уютно.
Маршрут:
От с. Луки Удай течёт по живописной местности - лугам с редкими вербами в три обхвата и пойменным лесом вдоль реки. Течение - видимое, вода прозрачная коричневого цвета, ширина русла - 20-30 м. Особенностью первого дня было разделения р. Удай на два русла (идти надо в левое - оно сразу впадает в Сулу в районе с. Березоточа, где расположен памятник архитектуры - Покровская церковь, построенная в 1866 году - видна вдалеке слева с воды), Эти оба русла мы прошли двумя группами. После впадения левого русла в Сулу за правым поворотом - отличное место для стоянки на правом берегу (луг с редкими живописными вербами). Правое русло изобилует завалами, которые пройти можно, перетаскивая байдарки через упавшие в воду деревья, что доставляет немало хлопот и дерёт днища.
Далее река Сула петляет (выход второго русла Удая - не заметен) и выходит к с. Мгар. От реки до монастыря крайне неудобно добираться (в гору по пересечённой местности и огородам) и мы не стали карабкаться. Стало ясно, что монастырь надо было осмотреть до стапеля - просто заехать на машине.
За мостом (автотрассы на Лубны) можно найти стоянку слева - город здесь скрыт лесом, река имеет ширину 20-50 м, течение видимое, есть водовороты и упавшие в воду деревья. В пойменных озерцах - много рыбы (карась), которую местные "рыболовы" ловят сетями и ятерями. При движении дальше - постепенно на правом берегу появляются дома г. Лубны. Около церквушки (на пляже) - колонка, где можно набрать питьевой воды. Далее река входит в лесной участок и города не видно и не слышно, хотя он где-то рядом. В лесу, вернее в конце леса - единственный на маршруте завал, который надо обнести по правому берегу (довольно неприятный обнос - сырой и крутой берег). Сразу за лесом перед ж/д мостом справа имеется отличное место для стоянки - луг с живописной горой. К сожалению, его довольно часто посещают местные жители.
За ж/д мостом река петляет, много мест для стоянок с обеих сторон, всё больше и больше заливов (рыба) и рыбацких вымосток. Это был один из самых интересных участков. На одном из более-менее обрывистых (0,6 м) правых берегов мы сделали ночёвку и ночью вдали наблюдали огни с. Мацковцы. В этом селе за 200 м до церкви у остатков понтонного моста идет дорога к магазину, где можно купить хлеба. В районе с. Мацкова Лучка на левом берегу имеется неплохой соснячок, отсюда начинаются видимые разливы реки, но основное русло хорошо видно и заблудиться пока трудно. Место для стоянки найти также пока можно. Река петляет, встречаются рыбаки. Слева показалось и исчезло с. Бурлаки. Левого притока - р. Кривая - мы не увидели (разлив).
Железобетонный мост (с газопроводом) автодороги на с. Лукомье (справа) на нашей карте не был обозначен. В районе этого села важно не свернуть в протяжённые заливы (слева, а потом справа), которые могут отнять много времени. Ориентироваться надо по водорослям и кувшинкам, которые показывают на присутствие течения (в заливах его нет). За с. Лукомье слева - дачный посёлок Загребля и слева за ним редкое на маршруте явление - сосновый лес. В этом лесу имеется 4-ре хорошие стоянки: первая - в заливе и остальные три - в местах подхода реки. На первой мы не были, вторая стоянка хороша, но лесная дорога несколько портит антураж, третья - самая грязная, а четвёртая - самая лучшая.
Через пару километров расположилось с. Малоселецкое, где можно набрать воды и купить хлеба. Сразу за селом - плавни. За кладбищем на окраине с. Матвеевка (левый обрывистый берег) начинается первый протяжённый (около 15 км) участок плавней, стоянка здесь возможно только одна - слева на небольшом лужке с круглым столиком на железной ножке (где-то 2/3 пути). За камышами ничего не видно и единственный ориентир - течение, которое и определяет основное русло. Ни в коем случае нельзя "сокращать" путь и идти "напрямую" - заблудишься. Первое после плавней село Тарасовка (правый берег) расположено на круче, откуда открывается очень живописный вид на весь пройденный путь. Здесь имеется магазин и далее паромная переправа. За паромом река делится на две протоки (идти необходимо вправо), которые образуют остров - отличная стоянка.
Далее луга чередуются с пойменным лесом, стоянку найти можно, но их всё меньше и меньше. В районе с. Чутовка мы место для стоянки не нашли - неуютно и довольно много ночных браконьеров. В живописном с. Горошино (селу - 900 лет) можно бесплатно переночевать в пансионате из двух домиков (без печки) - надо только найти хозяина и попросить его открыть. Во дворе можно развести костёр, но с дровами здесь туго. Имеется магазин, парк Котляревского (открыт в 1961 г.). За селом начинаются плавни (2-й протяжённый участок), но на протяжении первых 10 км можно найти стоянки без леса (дрова есть) - небольшие живописные лужки с обрывчиками и последнюю на левом (грязную - место рыбалки местного автонаселения). На карте последнюю стоянку можно найти по окончанию просёлочной дороги (просёлочная дорога обозначена пунктиром).
Далее - 15 км - стоянок нет (плавни). После выхода русла из камышей в Кременчугское водохранилище справа (в километре) открывается сказочный остров (на карте обозначен без леса) с хорошо просматривающимся зелёным лужком - великолепная стоянка с маленьким сосновым бором и озерцом (слева виднеется с. Демьяновка). На карте этот довольно большой остров изображён в виде пистолета или трёх соединённых между собой островов белого цвета.
Очень важно остров не спутать с лесом (урочище Чубарово), который расположен выше (т. е. раньше) по течению справа от основного русла в плавнях и на карте окрашен в зелёный цвет. Этот лес, к которому на одном участке плавней можно добраться по мелям (ориентир - старая рыбацкая вымостка) в этом месте сырой, мрачный, непроходимый и без стоянок. Дорогу в плавнях к единственной в этом лесу стоянке (не самой лучшей), которую мы очень долго искали, нам показали браконьеры, сами мы бы её не нашли. Единственный ориентир начала пути от русла - канал около 5 метров шириной, уходящий вправо. На этой единственной стоянке нас ночью два раза посетил рыбнадзор - молча осветил прожектором и удалился. Как потом выяснилось, мы зря теряли драгоценное время на поиски - надо было сразу идти на остров.
Обогнув северный мыс острова и держа курс на запад, можно через пару часов дойти до с. Лящивка. В селе удобное место для завершения похода - возле обелисков погибшим в гражданскую и отечественную войны (возле северо-западного мыса близлежащего к селу острова). На карте севернее села в виде дороги, частично с западной стороны пересекающей залив водохранилища, показана интересная достопримечательность - старая ж/д насыпь 1914 г. Рельсов уже давно нет. Эта насыпь с воды кажется длинным мысом с деревьями. В Лящивке имеется магазин и обзорная гора (место выхода на Сулу упомянутой насыпи), откуда открывается великолепный вид на все плавни и наш сказочный остров. Как оказалось потом, мы остров до конца не обследовали, а эта насыпь идёт и через него.
Отъезд.
До с. Липовое (трассы "Кременчук-Киев" - планируемый финиш) мы не дошли по причине сильного встречного ветра и машина, заказанная перед отъездом, забрала нас и весь груз из Лящёвки. Часть группы уехала в Лубны (70 км) и оттуда на автобусе в Киев. Из Лящивки можно добраться (по очень разбитой дороге - 8 км) до трассы "Кременчук-Киев" и оттуда на попутках доехать до Киева.
4. Продукты и рацион питания на маршруте согласно «Меню одного дня похода» приведенного в разделе сайта «Пямятка».
5. Смета расходов:
Билет на электричку Киев-Лубны - около 5 грн., питание - 80 грн/ взросл. чел., переезд на частном авто Киев-Лубны и Лящивка-Киев - 50 грн/чел. Всего (с текущими расходами) - около 150 грн/взросл. чел.
Примечания:
Карты Украины в М 1:100 000 можно приобрести в Киевских магазинах по адресам:
Просьба к энтузиастам - присылать на сайт изменения и дополнения авторство и СПАСИБО гарантированы.
Отчёт написан в мае 2004 года Поездником Сергеем, тел. в Киеве
С 8 по 14 апреля 2005 года группа из Киева в составе 8 человек на четырёх туристских байдарках "Таймень"совершила переход по р. Сула от с. Лукомье до острова Жовнино (Кременчугское водохранилище). Заброска и выброска были сделаны на автомобиле "Газель".
Вследствие очень низкого уровня воды (на 1.5 м ниже, чем нормальный), вызванного сбросом на Кременчугской ГЭС в ожидании паводка (которого так и не было), вся дельта реки обмелела настолько, что даже туристская байдарка могла идти исключительно по старому руслу. Это, в свою очередь, приводило к поиску фарватера в мутной воде, т. е. к систематическим задержкам при выходе в море. Очень пригодилась старая военная карта, на которой показана река до строительства ГЭС. Вследствие обмеления, все берега водохранилища (в т. ч. и острова) "приобрели" шикарные песчаные пляжи от 100 до 300 м шириной. В сочетании с тихой солнечной и тёплой погодой эти огромные пустынные пляжи вызывали у нас чувство восторга и удивления. Чтобы развести костёр для перекуса надо было каждый раз 50 м идти к берегу вброд и потом ещё (оставив байдарку на мели) 300 м по песку до "старого" берега. Из вышеизложенного можно сделать вывод - походы по Суле в апреле чреваты некоторыми сложностями при выходе в водохранилище.
Поскольку основная часть маршрута повторяла поход прошлого года, коснёмся лишь заключительного участка, а именно - от устья реки Сулы до острова Жовнино. Расстояние (около 20 км по прямой) от живописного безымянного острова в устье Сулы, где мы ночевали последний раз в прошлом году (и где мы заночевали и в этом) до следующей ночёвки на травяном пляже села Жовнино мы прошли за один день. Ориентиром стоянки в районе с. Жовнино может служить металлический контейнер на берегу и дорога в лесу к селу. На карте это место обозначено якорем (пристань). Остатки пристани - бетонные глыбы на песке - видны только при низком уровне воды. Такой продолжительный (но довольно живописный) переход был вынужденным - не смогли найти стоянку для ночёвки. В районе с. Липовое всё застроено особняками каких-то гадов, но в селе имеется магазин. Неплохие стоянки, очевидно, имеются на ближайшем к селу Липовое острове и (за мостом) на острове Галицкий, куда мы не решились идти (можно не вернуться, если поднимется ветер). Надо отметить, что стоянка на травяном пляже с. Жовнино очень неплохая - абрикосовый бор, много дров, живописный вид на залив и какое-то неимоверно большое количество перелётных гусей, ночевавших на воде.
На следующее утро, обогнув три мыса и миновав Рыбхоз, мы достиги острова Жовнино. По пути на траверсе мыса Жовнино посетили глиняный риф - место гнездовий чаек. Оказывается у чаек яйца больше чем куринные и окрашены "под камуфляж". Вытянутый с запада на восток остров Жовнино (длиной около 8 км) был после затопления засажен сосновым лесом, который периодически выгорает. Нашему взору предстала печальная картина - тысячи молодых сосен, погибших от пожара, устилали землю. Более того, на острове десятки маленьких озёр, которые наполовину обмелели (понижение уровня водохранилища). Рыба в них наполовину сдохла и ею усеяны берега и дно, а остальная половина, по-видимому, тоже обречена. На острове работала бригада, которая погибший лес перерабатывает на древесный уголь. Мы находились на острове всего два часа и хороших стоянок там не нашли, хотя знакосые яхтсмены остров хвалили.
Преодолев пролив в обратном (северо-западном) направлении, мы закончили маршрут в районе распадка (восточнее кургана Могила-Бруса), куда по просёлочной дороге за нами приехала машина. На травяной поляне имеется место для стоянки. Здесь в металлических контейнерах рыбаки хранят бензин и подвесные моторы, а на берегу стоит огромный баркас со стационарным двигателем. Справедливости ради, надо отметить, что дорога от села на Рыбхоз оказалась лучше, чем та, по которой ехали мы. Поэтому, в дождливую погоду маршрут лучше заканчивать в районе Рыбхоза.
Дополнения выложены в апреле 2005 года Поездником Сергеем, тел. в Киеве
|