Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Сула 2006 (Коровинцы-Ромны-Лохвица).

Отчёт Поездника Сергея (Киев) на www.poezdnik.kiev.ua
о водном туристском путешествии.
Фотографии выложены в фотогалерее Александра Шонхора (http://sam.snt.com.ua).

Маршрут проходит в верховьях живописной поймы реки Сула, где весной русло периодически теряется в разливах или разбивается на множество труднопроходимых узких проток, значительно усложняющих маршрут. В этих диких и малопосещаемых человеком болотах, заросших камышом и лесом, обитает множество диких животных и птиц, что обогащает общение туристов с природой.

Идея маршрута.

Кроме общения с природой была реализована идея - съёмка видеофильма о фауне региона, в частности о птицах.

Участники (все из Киева):

Алмазов Сергей - фотосъёмка и ориентирование по GPS (almazik@ukr.net)
Баталин Егор - организация путешествия и руководство (vim@kiev.web.com.ua)
Ермолов Андрей - подводная охота
Поездник Сергей - ремонт судов и отчётность о путешествии (poezd@i.com.ua)
Шонхор Александр - видео и фотосъёмка (sam@snt.ua)

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия — Европа, лесостепь; Украина, Сумская и Полтавская области.

Маршрут — Киев - Ромны - с. Коровинцы (на автомобиле) - р.Сула (сплав от с.Коровинцы до моста автодороги Лохвица-с.Млыны) - Киев (на автомобиле).

Вид туризма — водный.

Средства сплава — байдарка Таймень-3 — 2 шт.

Категория сложности — первая.

Время похода — с 12 апреля (выезд из Киева вечером) по 18 апреля (приезд в Киев рано утром) 2006 года.

Продолжительность похода — 5 дней и 6 ночей, в т. ч.: заброска и выброска (подъезд к начальной точке маршрута и отъезд) - 2 ночи.

Протяженность сплава — 130 км.

Уровень воды в реке — высокий.

Количество участников похода — 5 (в т. ч. женщин — 0, детей - 0).

Техническая оснащенность группы - прибор спутникового ориентирования GPS map 60 CS GARMIN - 1 шт.

2. Сведения о районе путешествия

Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе р.Сула - значительны. Кроме самой реки, по которой можно сплавляться до Днепра и дальше, интерес представляет правый приток Сулы - река Удай, которая впадает немного выше г. Лубны. Эта живописная река является отдельным великолепным туристским водным байдарочным маршрутом, начиная с г.Пирятин.

3. Техническое описание маршрута

Заброска (подъезд к началу маршрута).

Из Киева до моста через Сулу в с.Коровинцы нас забросила грузопассажирская «Газель» по дороге Киев-Ромны-Сумы. Эту машину мы наняли заранее.

Классическая ж/д заброска - Киев-Бахмач-Ромны-Засулье значительно экономит денежные средства.

Стапель (верфь).

Байдарки были собраны утром на пляже с.Коровинцы в лесу справа за ж/б мостом. Ориентир - табличка с надписью: «Место отдыха «Сула», красочные деревянные фигуры и живописный сосновый бор.

Маршрут:

В с. Коровинцы русло Сулы имеет ширину от 2 до 10 м, а на разливах - до 400 м. Течение видимое, русло - определяемое. В селе Дегтярёвка реку пересекает ж/б мост, под которым байдарки проходят без проблем. За селом на правом берегу в соснячке можно сделать стоянку.

Далее река начинает сильно петлять и разливаться, что несколько усложняет определение основного русла и течения (по водорослям). Стоянок нет на довольно протяжённом участке реки. Единственное место более-менее пригодное под стоянку - напротив одинокой усадьбы с сараями, которая стоит под горой на правом берегу на границе поля и леса. Здесь русло опять широкое (до 30 м), петляет и пересекает недостроенный ж/б мост в районе с.Волковцы. Перед мостом под водой на дне лежит бетонная дорога!!!

Далее река выходит к с. Загребелье, где правый берег изуродован особняками, а на левом расположилась берёзовая роща. За очередным мостом, который собирает очередной завал из плавающих деревьев и камыша, река начинает петлять и входит в очередные разливы и плавни - русло сужается до 1 м, петляет и встречаются завалы. Стоянок нет. Ближайшая стоянка - на горе с сосновым лесом возле с.Герасимовка. Ориентир - на левом высоком (до 10 м) берегу маленькие заброшенные из красного кирпича дачки, куда с реки имеется подход. Эта стоянка на опушке соснового леса очень хороша, поскольку есть дрова, берёзовый сок и с горы открывается прекрасный вид на пойму. От начала маршрута сюда - 30 км, а до г.Ромнов - 4 км. Надо сказать, что стоянку можно сделать и более близко к Ромнам на лугу или крошечных уютных островках, где дров значительно меньше.

В Ромнах Сулу пересекает ж/б автомобильный мост, за которым слева на пляже удобно при надобности собрать или разобрать байдарки. Река здесь широкая - около 100 м и более живописная. За городом стоянку можно сделать на правом берегу за ж/д мостом, где очень живописные гора и луг.

Через 3 км от ж/д моста напротив с.Пески в 200 м от русла на левом берегу появляется смешанный лес, где можно сделать стапель тем, кто маршрут начинает от ж/д станции «Засулье» (до реки 1.5 км). Река здесь широкая и тянется около 3 км на ю. в. до резкого (90 град.) поворота вправо (прямо - залив). Через пару зигзагов на правом берегу появляется сосновый лес, где за правым поворотом удобно сделать стоянку перед очередными плавнями. При движении дальше в разрыве соснового леса, который тянется справа, видны вдалеке дома с.Пески. Начинаются камыши и редколесье, русло очередной раз разделяется, петляет в проходимых завалах и подходит к с.Беловод. За селом редколесье заканчивается и приходится пробиваться только через камыш. Иногда кажется, что байдарка вот-вот упрётся в тупик, но все пути в этом камышевом лабиринте имеют выход к мысу возле с. Поповка (возможна стоянка), откуда река перетекает через очередные плавни к правому лесистому высокому берегу поймы. В районе полузаброшенного хутора Коржи стоянок нет. После подводного газопровода на правом берегу за пойменным озером около леса - удобное место для ночлега. Ориентир - летний загон для скота. Стоянку также можно сделать на пляже в с.Москалёвка на левом берегу возле дома отдыха. Итог второго дня пути - 26 км.

В с. Шумское - ж/б мост, за которым слева на полянке неплохое место для перекуса. Далее река течёт около 5 км широким руслом (30 м) до развилки у с. Сурмачёвка. Село стоит на правом высоком (7 м) берегу. Эта развилка в значительной степени определяет характер дальнейшего движения. Мы двинулись по правому руслу, которое проходит через городок Глинск. После плавного правого поворота на запад (где по узкой протоке ещё можно выйти в левое русло в районе с. Перекоповка и где мы первый раз увидели, занесённых в красную книгу, серых журавлей) река подходит к сосновому лесу на горе правого берега. Отсюда начинается самый интересный и самый трудный пока участок разливов в лиственном редколесье, где множество проток петляют в камыше. Предполагалось идти вдоль правого высокого берега до Глинска, но двигаясь по более широкой и скоростной протоке, мы вынуждены были уйти влево в центр огромного болота и Глинск остался где-то справа. Долго (3 часа) петляя и пробиваясь через завалы, вышли в районе с.Мельники, где посередине огромного зало водой открытого пространства нашли в камыше русло с течением и пошли к сосновому лесу на правом берегу (напротив села). Пройдя около 1 км вверх по течению глинского русла (по которому планировали идти вниз), нашли в диком сосновом лесу стоянку на заросшем крутом берегу. Стоянка - интересная. Итог третьего дня пути - 23 км. (по GPS).

Утром, вернувшись на основное широкое русло, дошли до высокого берега справа. Через некоторое время на этом берегу появляется сосновый лес, в конце которого на опушке можно сделать неплохую стоянку (координаты по GPS: 50 град 35.078 мин с.ш. и 33 град 19.227 мин в.д.). Отсюда начинаются очередные разливы и разбои русла, в которых нужно держаться высокого правого берега. Мы же пошли, как всегда, левым и, поблукав, вышли на залитый водой луг вблизи с.Гудымы. Пришлось пробивать байдарками новую протоку в камыше из с. з. края заливного луга (озера) к мосту с. Чеберяки, за которым слева на лужках можно перекусить.

Далее Сула имеет хорошо выраженное широкое русло. К сосновому лесу на левом берегу нужно выходить через заливное озеро на правом повороте при первом к лесу приближении, а не так, как по карте (!!!).

После пляжа с.Новая Гребля (ориентир - лодки на правом берегу) русло разбивается и входит в лес и камыш. Пройдя по левой протоке около 700 м, мы вынуждены были вернуться и пойти по правой. Но и здесь течение исчезло и мы шли просто на юго-запад по разливам и протокам до широкого русла с течением. Слева вдали на горе в сосновом лесу показался недостроенный особняк, затем слева - пара домов скрытого за горой и лесом с.Голенка. И вдруг впереди показался какой-то сказочный островок с высокими соснами на зелёной травке - грех здесь было не заночевать (координаты острова по GPS: 50 град 31.211 мин с.ш. и 33 град 14.188 мин в.д.). Итог четвёртого дня пути - 19 км.

Утром сбегали за молоком в с.Голенка и с сожалением покинули живописный остров - лучшую стоянку на маршруте. К селу Белогорилка от острова напрямую через луг не пройти и надо немного вернуться и найти основное русло, которое полукругом подходит к селу. За ним русло делится на два рукава и мы, как всегда, пошли по более трудному - левому через хутор Ручки. Перед хутором на двух лужках левого берега и соснячке правого - можно организовать стоянки. Здесь протока петляет, но вполне проходима и за хутором (где она ещё раз делится и мы опять пошли по левой) по дуге подходит к сосновому лесу, на опушке которого имеется великолепная стоянка со столиком и скамейками.

Далее все потоки сливаются в одно широкое до 50 м русло и до с Луки проблем с прохождением нет. Перед мостом мы шли по заливу левого берега. Этот залив имел выход к мосту и на его левом берегу находится база отдыха, где при необходимости можно организовать стоянку, в т. ч. платную (в помещении).

В с.Лука русло опять делится на два рукава, которые соединяются в одно русло только в районе с.Яшники. Левый рукав разливается и теряет русло и течение сразу за селом. Между этими двумя рукавами имеется перемычка - широкая протока. От села нужно идти правым рукавом, чтобы через пару км перейти по широкой протоке-перемычке в левый рукав. Эта протока, как уже говорилось, соединяет оба рукава, но, в свою очередь, заканчивается двумя узкими протоками. Та, что идет прямо (в лес) - непроходима. Идти нужно в малоприметную левую, которая идёт в камыш, постепенно расширяясь. После выхода в левый рукав через пару км в районе с.Гирявые Исковцы этот левый рукав упирается в непроходимый завал, который обходится по правой просеке в камыше (от завала надо вернуться на 50 м). Просека выходит к потерянному рукаву и в дальнейшем к с. Яшники. Далее до моста автодороги Лохвица-с.Млыны проблем нет - русло широкое с хорошим течением. Перед мостом справа (200 м от шоссе) в лесу имеется защитная насыпь с грунтовой дорогой и удобной для разборки байдарок полянкой. К ней можно и подплыть и подъехать. Здесь мы и закончили маршрут до захода солнца. Итог пятого и последнего дня пути - 32 км.

Выброска (отъезд с маршрута).

До Киева по дороге Лохвица- Пирятин-Киев нас довезла всё та же грузопассажирская «Газель». Она в нужный момент была вызвана по сотовому телефону из Киева.

Классическая ж/д выброска (Червонозаводское-Ромны-Бахмач-Киев) более ёмка по трудозатратам и времени, но значительно экономит денежные средства (по сравнению с автовариантом).

4. Продукты и рацион питания

В этом путешествии руководитель похода разработал рацион и закупил продукты на 8 человек. Три человека в последний момент отказались идти. В результате некоторые продукты к концу маршрута не были съедены и достались руководителю. И всё это происходило потому, что в походе не применялась проверенная универсальная система питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода» (см.  раздел сайта «Пямятка»), при которых можно присоединяться и отсоединяться в любой момент любому количеству человек без ущерба для других членов коллектива.

5. Смета расходов в расчёте на одного человека:

Проезд на «Газели» туда и обратно - 240 грн.;
питание с алкоголем и другие затраты на маршруте - 100 грн;
Итого - 340 грн/чел

6. Выводы и рекомендации.

Маршрут подходит туристам, которые хорошо подготовлены физически и не боятся заблудиться в плавнях и разливах. Опыта прохождения порожистых рек не требуется.

Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах, относительно стоянок, поскольку хороших стоянок мало, а на заболоченных участках их нет.

Особое внимание необходимо уделить распорядку дня (в плавни заходить утром) и планированию стоянок - в противном случае группа может заблудиться и закончить гребной день глубокой ночью и даже заночевать в плавнях.

Оптимальным плавсредством на маршруте является любая байдарка, например туристская байдарка «Таймень».

Лучшее время для путешествия - апрель-май, когда вода высокая и ещё нет комаров.

Самые красивые места - это плавни и разливы в лесу (дикие места).

Для быстрого нахождения основного русла при разливах и рекомендуемых стоянок, точного определения пройденного километража, скорости движения и др. рекомендуется в этом походе использовать прибор глобального спутникового ориентирования (GPS), который размером с мобильный телефон, и на экране которого имеется карта местности, а на ней точка нахождения группы. Это местонахождение круглосуточно определяют несколько (до 6 шт.) американских спутников, которые беспрерывно посылают сигналы на GPS. Карта местности, по которой проходит маршрут загружается в прибор перед походом и, поскольку она, как правило, устаревшая, корректируется на маршруте.

Для связи при разделении группы и др. не помешает пара портативных раций с радиусом действия до 5 км.

Дров в поймах рек хватает, но при численности группы более 10 человек двуручная пила или пила-цепь не помешает.

Рыбы на маршруте нет, только малёк. Это подтвердил и наш подводный охотник. Причина - неизвестна.

Для быстрых и удобных закупок продуктов перед путешествием и для сбалансированного питания группы на маршруте рекомендуется применять универсальнаую систему питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода», приведенных в разделе сайта «Пямятка».

Вода из рек и озер пригодна для употребления после кипячения.

Недостатком маршрута является довольно сложная и продолжительная ж/д заброска (Киев-Бахмач-Ромны-Засулье) и ж/д отъезд с маршрута (Червонозаводское-Ромны-Бахмач-Киев) и дорогостоящие автозаброска и автовыброска. Вероятно, что лохвицкие и роменские маршрутки обошлись бы дешевле. Ещё выгоднее использовать собственные авто.

Ко второму недостатку маршрута можно отнести вероятность потери основного русла при движении в разливах и труднопроходимые лесные завалы.

Отчёт выложен на www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» 22 апреля 2006 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua.

Водный туризм Украины
2002