Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Чусрека-Илекса 2013.

Отчёт
о водном туристском путешествии
на надувных байдарках по рекам Архангельской области
на www.poezdnik.kiev.ua.
Фото
Видео

Участники (в алфавитном порядке):

1. Экипаж надувной байдарки Каньон-Экстрим:
Блюхер Фёдор (Москва) - капитан, руководство;
Блюхер Ольга (Москва) - матрос, завхоз;

2. Экипаж надувной байдарки Каньон-Экстрим:
Зимин Павел (Москва) - капитан, фотосъёмка;
Дергачева Валентина (Москва) - матрос, фотосъёмка;

3. Экипаж надувной байдарки Щука-3:
Михеев Михаил (Москва) - капитан;
Шмелёва Наталия (Москва) - матрос;

4. Экипаж каркасно-надувной байдарки Викинг-2:
Чернышев Владимир (Москва) - капитан;
Панченко Сергей (Москва) - матрос;

5. Экипаж надувной байдарки Щука-2:
Кравецкий Александр (Москва) - фотосъёмка.

6. Экипаж надувной байдарки Каньон-1:
Михаляк Веслав (Тчев, Польша) - видео и фотосъёмка.

7. Экипаж надувной байдарки Каньон-1:
Поездник Сергей (Киев) - снабжение рыбой, отчётность.

8. Экипаж каркасно-надувного кайяка:
Сандырев Алексей (Москва) - снабжение рыбой.

9. Экипаж надувной байдарки Каньон-Соло:
Смирнов Алексей (Москва) - снабжение рыбой.

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия — Европа, Российская федерация (Архангельская обл., республика Карелия), тайга, болота;

Маршрут — Киев - Москва - Вологда - станция Нименга (ж/д) - р.Чусрека (самосвал ЗИЛ) - р.Чусрека (сплав) - р.Илекса (сплав) - оз.Водлозеро (до пос.Кугнаволок - на катере) - ст.Медвежья Гора (авто УАЗ "буханка") - г.Санкт-Петербург - Москва - Киев (ж/д).

Вид туризма — водный.

Средства сплава — байдарки надувные и КНБ (9 шт)

Категория сложности — вторая (согласно Нормативов водных (на гребных судах и плотах) походов из «Перечня классифицированных туристских маршрутов на 1989-1992 годы», утверждённого Центральным советом СССР по туризму и экскурсиям).

Время похода — с 13 июля (выезд из Киева) по 26 июля (приезд в Киев) 2013 года.

Продолжительность похода — 13 дней, в т. ч.:
- заброска и выброска - 5 дней (подъезд по ж/д - 2 дня, на катере - 1 день, отъезд по ж/д - 2 дня);
- днёвки — 0 шт.
- активная часть (сплав) - 8 дней.

Протяженность маршрута — - 150 (не точно) км., в т. ч. Чусрека - 50 км, Илекса - 100 км.

Уровень воды в реках — низкий.

Количество участников похода — 13 (в т. ч. женщин — 3, детей - 0).

Техническая оснащенность группы: прибор спутникового ориентирования GPS - 2 шт; рация "Воки-Токи" - нет.

2. Сведения о районе путешествия

Физико-географический обзор района путешествия (из www.poezdnik.kiev.ua\reki_rus\arhangel\2048\ileksa_vama_vodla2048opisan_print.html):

Архангельская область занимает центральное положение на Европейском севере. На западе она граничит с Карельской АССР, на востоке с Коми АССР и Тюменской областью, на юге - с Вологодской и Кировской областями. Площадь территории - 587,3 тыс кв км. Область расположена в ледяной, тундровой, лесотундровой и таежной природных зонах.

Территория Архангельской области в целом представляет собой обширную равнину со слабо выраженным уклоном к Белому и Баренцеву морям, где равнинность мecтaми нарушается конечно-морскими всхомлениями, образовавшимися в результате деятельности древнего ледника. На западе вдоль Онежского залива протянулся кряж Ветренный Пояс. Это один из самых интересных туристических районов Архангельской области. Он занимает территорию южнее поморского берега и севернее Озерного Прионежья, которая приходится на основной участок кряжа - низкогорной системы несколько чуждого для Архангельского севера облика. Для науки Ветренный Пояс был открыт географом М. Н. Карбасниковым, который обнаружил зту возвышенность на месте предполагаемой заболоченной равнины. Ветренный Пояс - часть Балтийского кристаллического щита, уступом поднимающегося над приморской равниной в 30-50 м от береговой кромки. Кряж расчленен на гряды и массивы известные под собственными наименованиями: Синие горы, Писсомскиe горы, гора Мяндукy. Северо-восточные склоны Ветренного Пояса круты и изрезаны руслами коротких бурных рек Малошyйки, Нимечги, Кушерки, Ишим, Порсн. Болee многоводные Кожа и Нюхся. Прорезая пояс, они вытекают из озер юго-западного склона, который в целом значительно положе.

Kряж и его окресности покрыты глухой тайгой. Второе мeсто по площади после лесов занимают болота верхового и переходного типов - мхи. Обширные водораздельные болота сфоpмированы прямо на твердых кристаллических породах. На склонах бассейна реки Илексы и обрамлении озерных котловин преобладают болота на рыхлых наносах. Много в районе и озер - особенно в южной половине, где располагается полоса морских холмов. Наиболее крупные их них - Кожозеро, Калгачихинское, Челозеро, Пелозеро, Нюхчозеро. Озерки поменьше, а таких тут большинство, группируются в семьи.

Большинство маршрутов по Ветренному Поясу, особенно водных, отличаются значительной сложностью. Прорезая горные гряды, реки Кожа, Илекса, Нюхча и другие образуют многочисленные пороги.

Многие мeста района не имеют постоянного населения. Исконные жители Калгачихи, Кожпоселка, Носовщины, Челозера, Пнева, Вербозера, Нюхчозера, Oштомозepa переселились ближе к железной дороге и городам. Однако протянувшиеся лесовозные дороги и узкоколейки облегчают подъезд туристов к наиболее интересным рекам Ветренного Пояса.

Значительная пpотяжённость области с запада на восток и с севера на юг обусловили разнообразие климaтa Архангельской области. Среднегодовые температуры территории, имеющие в лесной зоне умеренно-континентальныЙ климат лишь немного выше, а иногда и ниже нуля. Понижение среднегодовых температур происходит с юго-запада на северо-восток.

Животный миp Архангельской области типичен для таежной зоны Европейской части СССР. Широко распространена боровая дичь, имеются разнообразные насекомые, в том числе таёжный гнус. Из зверей характерен лось, олень, медведь, paссомахa, волк, лисица, белка, куница, норка, бобёр, ондатра, бурундук, заяц; из птиц - тетерев, глухарь, рябчик, дятел, синица, снегирь, пищуха; из рыб - морские сельди, навага, корюшка, треска, камбала и речные - щука, окунь, налим, язь, лещь, ерш.

Туристическая характеристика района. Маршрут полностью проходит по территории Национального парка ВОДЛОЗЁРСКИЙ, который в 1991 г. стал первым нацпарком на севере европейской части РФ (для сохранения уникального природного комплекса в бассейне Водлозера и реки Илекса). Парк расположен на территории Архангельской обл. (341 тыс. га) и в респ. Карелия (127 тыс. га), что делает его одним из крупнейших резерватов дикой природы в Европе. В парке охраняются 47 видов растений и животных, внесённых в красные книги (международную, РФ и Карелии). Уникальность парка заключается в полном отсутствии хозяйственной деятельности человека (из "памятки" туристам). Символом Национального парка является орлан-белохвост.

Вся территория парка разделена на участки, закрепленные за определёнными кордонами. Кордон - это изба со всеми хоз. постройками, моторной лодкой, рацией и постоянно находящимся там инспектором (егерем). Самые северные кордоны - это "Нюхчозеро" и "Калгачиха" (третий уч-к). Чусрека и средняя Илекса (второй уч-к) обслуживаются кордонами "Тунозёрский", "Юрьевы горы" (на оз.Монастырское) и "Луза" (на оз.Лузское). Последний на реке Илекса кордон "Новгуда" расположен за 22 км до Водлозера (первый уч-к).

Платное посещение парка туристами - приветствуется. Для посетителей парка запрещено: находиться на территории парка без письменного разрешения (карточки посетителя), пользавание лодочными моторами, бензопилами, охота, рыбная ловля сетями и не крючковыми снастями, провоз более одной удочки (спининга) на человека, разведение костров в неположенных местах, вывоз рыбы, грибов и ягод, сбор и вывоз растений, замусоривание стоянок небиологическим мусором, особенно стеклом и закапывание его в землю (из "памятки" туристам).

Внимание! На территории парка имеется вероятность заболевания клещевым энцефалитом. Время наибольшей активности клещей - май и июнь. Рекомендуются профилактические прививки, плотная глухая одежда и регулярные ежедневные вечерние осмотры обнаженных женских тел (из "памятки" туристам).

3. Техническое описание маршрута

Заброска (подъезд к началу маршрута).

Из Киева до станции Нименга быстрее и удобнее всего добираться через Москву (например поездом № 90 «Жмеринка-Москва») и Вологду, купив билеты в Киеве.
Время отправления любого поезда по Украине можно узнать на сервере http://uz.gov.ua «УКРЗАЛІЗНИЦІ».
Расписание движения поездов Российских железных дорог можно узнать на www.rzd.ru - «Российские Железные Дороги»

Транспортировка рюкзаков в Москве с Киевского вокзала до Ярославского была осуществлена на поездах метро.

Из Москвы выехали 14 июля на поезде № 260 «Москва-Вологда» в 20-20 и прибыли в Вологду на следующий день в 05-13.

Докупив в Вологде продукты, выехали поездом 374 «Вологда-Мурманск» в 14-40 и прибыли в пос.Нименга на следующее утро в 05-36.

Информация 2002 года о водителе, забрасывающем туристов со станции Нименга на Чусреку устарела, поэтому мы нашли другого водителя:
Николай, тел. 8-911-871-2990, в распоряжении которого имеется самосвал (15 чел) и УАЗ (6 чел).

Заброска на 74 км самосвалом с полукруглым металлическим дном под дождём и грунтовой дороге (бывшая лесовозная узкоколейка) - довольно интересная штука, которая обошлась каждому в 1000 руб и заняла 2.5 часа. Трясучку несколько украсила встреча с глухарём, не желающим уступать дорогу и быстросменяющие друг друга пейзажи дикой тайги и озёр, расположенных ниже дороги, проложенной по одному из хребтов горного кряжа Ветренный пояс.

В марте 2016 года дополнительную информацию (в т. ч. по заброске) прислал Игорь Репин (см. в конце отчёта).

Стапель.

16 июля 2013 года. Поскольку мы приехали в Нименгу утром, то к обеду уже были возле разрушенного моста через Чусреку. Отпустив разбогатевшего на 13 тыс. руб. водителя, перекусив горячим супчиком под дождём (слава дежурным!) и накачав байдарки, начали сплав. В качестве лирического отступления - дождь с молниями и громом в этом походе шёл по нескольку раз каждый день и каждую ночь. Забегая вперёд скажу, что мы зря позарились на якобы менее трудоёмкую заброску на Илексу через Чусреку (без пешей части), но об этом см. раздел «Выводы и рекомендации».

Далее: правый берег - ПБ и левый берег - ЛБ будут указываться в классическом понимании, т.е. если смотреть вниз по течению.

Маршрут:

Чусрека.

Чусрека, как и Илекса, представляет из себя, в основном, цепь плёсов, разделённых немногочисленными перекатами, шиверами и порогами. Следы присутствия человека - отсутствуют. По немногочисленным кострищам и распилам упавших в волу деревьев можно сказать, что последние туристы здесь были лет 10 назад. Протяжённость Чусреки от моста (стапеля) до впадения в Илексу - около 50 км. Ширина - от 3 до 60 м (на стапеле - 25 м, средняя - 10 м), глубина от 0.1 до 0.7 м. Вода коричневая прозрачная. До первого правого притока больше похожа на ручей, пробивающий дорогу среди водных растений. Река постоянно меандрирует (петляет), образуя бесконечные мели и (с середины реки) песчано-галечные косы, острова, мели, шиверы. Берега - дикие, глинистые, обрывистые или заболоченные, по своему живописные, но неприветливые (стоянок нет), поросшие смешанным непроходимым лесом - ель, берёза, тополь, сосна, верболоз (кусты). Из ягод кроме черники и брусники встречается красная смородина. Ориентиров нет, вернее их всего пять - порог (единственный), один приток (р.Пеможа - на приток не похожа, остальные притоки можно не заметить) и три непроходимых завала (первый - большой, второй - средний и третий - маленький; остальные - проходимые под или над упавшими и перегородившими русло деревьями). Порог проходится в проводку; течение видимое только в пороге и на мелях; очень много упавших деревьев, перегородивших реку. Самые красивые места на реке там, где начинаются песчаные косы с огромным количеством следов лося, медведя и др. Общее впечатление от реки скорее негативное - очень мелкая, очень мало стоянок, очень много препятствий, очень мало рыбы, очень много обносов, очень плохая и длительная заброска, очень много гнуса, слепней и комара. Стоянок всего три штуки, причем первая - самая плохая - за единственным порогом на ПБ на первом левом повороте на обрыве. В первый (самый трудный) день желательно дойти до этой стоянки, поскольку ни до, ни после (около двух часов хода) стоянок нет. В этот первый день на реке мы шли до этой стоянки около 5 часов, где и заночевали.

17 июля 2013 года. Разгрузив рюкзаки дежурных перемещением продуктов в желудки, мы с утра двинулись дальше. Несмотря на бесконечные перетаскивания байдарок через упавшие в воду деревья, река потихоньку начала преображаться - стали появляться песчаные или песчано-гравийные косы на которые уже можно было выйти и размять ноги. Эти косы встречались всё чаще и становились всё больше. На старых косах выросла высокая трава и при желании там можно сделать стоянку. На одной из таких песчаных кос мы сделали перекус - силы нужны были для первого большого обноса. Надо сказать, что именно в этот второй день было достаточное количество таких "травяных стоянок" и группам, которым река понравится, надо не "гнать лопату", а не раздумывая вставать на ночёвку на первом же приличном месте. Было, было(!) там на ЛБ одно живописное местечко для ночёвки - коса с соснами на левом крутом повороте с разливом, которое мы проскочили потому, что очень спешили обнести первый завал и заночевать уже за ним. А может это был мираж? Сала ведь не давали часами и даже один раз сутками!!!

Когда дошли до первого завала, то обнаружили, что обнос по ЛБ довольно поганый, и, в добавок, его перегородили свежеупавшие деревья. В совокупности с кошмарным количеством кровососущих и дождём обнос в 2-3 ходки (1 час) получился слегка героическим. Зато живописная стоянка на обрыве ЛБ за завалом была наградой. На карте парка эта стоянка показана как благоустроенная. На самом деле - там уже лет шесть как "конь не валялся", но место - очень живописное и пока единственное, пригодное для стоянки. Кое кто даже пытался ловить рыбу (и поймал на блесну одну плотвичку), а кое кто даже искупался, но, к сожалению наблюдающих с обрыва, в купальнике. В этот второй день все участники гребли "як скажени" (очень долго) - около 7 часов.

18 июля 2013 года. Этот третий день похода и последний на Чусреке опять начался с дождя, бесконечных перетаскиваний байдарок через "препятствия", с молний, принудительного купания членов некоторых экипажей, словесных вступлений в интимные отношения с завалами (в этот день их было два и оба обноса - по ЛБ), с этой природой, командиром (мысленно), гнусом, дождём и болью в спине. Через пару часов борьбы с "отдыхом на воде" река начала меняться - появились безлесые участки с высокими травяными берегами.

Неожиданно на правом повороте русла слева появилось озеро с островами. Как потом выяснилось, это был последний ориентир - левый приток река Пеможа. И сразу же за ним на ЛБ - последняя на Чусреке благоустроенная стоянка (со столом и табличкой на палке), которую мы проскочили. Отсюда по прямой до впадения в Илексу - 4.3 км, значит по руслу, которое очень петляет - около 8 км.

Последний участок Чусреки "пробивает" болото, изобилует "хатками" бобров, беспрерывно петляет и имеет высокие безлесые травяные берега. Течения - нет. Ширина реки здесь небольшая - около 10 м. При впадении на ПБ Чусреки и ЛБ Илексы имеется благоустроенная стоянка (со столом, кострищем, заготовленными дровами, туалетом и выгребной ямой). На ужин поймали четырёх язей по 200-300 г. Здесь мы и заночевали. Перекус и ужин были приготовлены с такой любовью, что дежурным было предложено готовить до конца похода, но они почему-то отказались. Вот и я спрашиваю: "Куда девать эту нерастраченную любовь???" В этот третий день похода шли 5 часов, а всю реку прошли за 17 часов.

Илекса.

Илекса (в переводе с саамского - «текущая сверху, верхняя река»), как и Чусрека, представляет из себя, в основном, цепь плёсов, разделённых перекатами, шиверами и порогами. Все пороги Илексы очень живописны, очень мелкие (легко можно выйти и стащить судно с камня), имеют 1-2 к.с. (для надувных байдарок) и проходятся без просмотра. Все каскады заканчиваются плёсами. Для каркасных байдарок в большую воду к.с. может быть увеличена до 3 к.с.

Протяженность реки Илекса от устья Чусреки до Водлозера - около 100 км. Река очень живописная, ширина - 60-100 м, вода коричневая, имеет взвешенные частички ила, прозрачная частично, дно заиленное (на плёсах человек проваливается в слой ила - купание проблематично), слой чистой воды от поверхности реки до поверхности ила - 1 м., глубина реки не промеряна. Название реки и её заиленность - случайное совпадение. Течение Илексы видимое только на порогах и мелях, где из плёса в плёс перетекает слой только чистой воды, что и привлекает рыбу. В реке как и в озёрах ловится судак, окунь, щука, лещ, язь, плотва и др. Берега реки Илексы залесенные (ель, берёза, тополь, сосна, верба) и заболочены, вернее очень заболочены. Присутствие человека ощущается только по благоустроенным стоянкам для туристов и егерским кордонам (вахтенным домикам с хоз. постройками).

19 июля 2013 года. Утром вышли пораньше и сразу попали в разбои - идти надо широкими протоками прямо, потом вправо, потом в озеро Тун влево по средней протоке по течению, которое определяется по водорослям. Озеро Тун - мелкое (глубина - 1 м), заросшее тростником и кувшинками, протяженостью - около 2.5 км. Идти надо по "дорожке", пробитой моторными лодками егерей. Перед выходом из озера на ПБ - благоустроенная стоянка. За правым поворотом на ЛБ виден домик - это егерский кордон. Мы попали на вахту (10 дней) к егерю (инспектору) Матченко Василию Васильевичу, который доходчиво объяснил нам как нужно туристам вести себя на территории парка, выписал необходимые разрешительные документы, взял плату (250 руб/чел), выписал квитанции и посоветовал где встать на ночёвку. Но самое ценное - он выдал нам памятки для посетителей парка с хоть и плохонькой, но копией карты парка со всеми нанесенными стоянками! Большое ему за это спасибо! Если бы на этих памятках были координаты стоянок, то им бы вообще цены не было. Егери не только следят и "передают" друг другу туристов (по рации), но и благоустраивают стоянки, следят за поголовьем лосей, оленей и др. животных, создают т. н. галечники для глухарей и пр. Егерь всегда может прийти туристу на помощь - вызвать врача, катер и др.

От кордона до порога Носовские перекаты (от названия озера на ЛБ) - 8 км. За километр до порога на обрыве ЛБ стоит огромный особняк с благоустроенной стоянкой. После первого каскада Носовского порога на обрыве ПБ в сосновом бору имеется прекрасная стоянка с живописной панорамой на реку. Там мы и заночевали. В этот вечер многим удалось впервые в жизни отведать настоящей ухи и деликатес украинской кухни со странным перуанским названием "Сибичи".

20 июля 2013 года. Утром прошли с ходу все оставшиеся 4 каскада Носовского порога (разделённые плёсами). Носовский порог - самый изящный на реке, имеет справа "байдарочную" протоку на протяжении первых 4-х каскадов. Дальше 2-х часовой плёс до самого Монастырского озера и стоянок нет. Перед впадением в озеро Илекса течёт по косе, которая в свою очередь на 1.5 км вдаётся в озеро, причём самого озера не видно, но оно ощущается по отсутствию леса. Перед выходом в Монастырское озеро на самом кончике косы на ЛБ имеется неплохая стоянка без дров(!), где можно переждать шторм.

Монастырское озеро имеет около 12 км в длину и (по причине большого количества людей) проходится без захода на кордон западного мыса (Юрьева гора), где строится монастырь. Направление движения по Монастырскому озеру определяется по просвету - понижению полосы кромки деревьев. Монастырское озеро через пролив плавно переходит в другое небольшое озеро - озеро Ик, которое пересекается в направлении левого мыса. После вхождения в Илексу через пару км на ЛБ - благоустроенная стоянка, где мы и заночевали, предварительно искупавшись и наловив с берега окушков. Ужин был экзотичен и вкусен - сырный суп и Кус-Кус с овощами. Умеют, черти, если захотят!

21 июля 2013 года. Утром чистые, сытые и отдохнувшие двинулись дальше по длинному плёсу. На правом повороте плёса на обрыве ПБ - стоянка (плохая) с огромным якорем. Далее поворот влево и через 1 км - Лузский порог протяженностью около 1 км. Порог проходится по струе сначала справа, потом поворот влево и опять справа с резким поворотом влево. В этом месте на уровне головы гребца торчало упавшее на ПБ дерево. Потом надо идти по сливу слева русла. За порогом на ЛБ - столб с указателем узкой протоки в деревню Луза, ещё дальше - сама протока, которая выходит не в деревню, а в озеро Лузское напротив деревни (очевидно, кратчайший путь в непогоду).

От порога Лузский до оз.Лузское - 4 км. Само озеро - песчаное, мелкое и богатое рыбой. После выхода в озеро слева вдали видны крыши деревни Луза, где оборудован платный (2000 руб/сутки за дом) Туристский приют "Луза" на 8 спальных мест, но надо идти вправо вдоль правого берега озера, которое постепенно превращается в реку. Через пару км и левого поворота, за зелёным островком, на обрывчике ЛБ имеется прекрасная стоянка. Там можно сделать перекус и идти дальше потому, что до Охтом-порога (от названия правого притока - реки Охтома) всего 1 час хода.

Охтом-порог - самый сложный (относительно) на реке Илекса. Имеет 6 каскадов и общую длину - 1.5 км. Другие писатели писали до нас и про фартуки и про страшный рёв низвергающейся воды, но мы этого всего не заметили и сходу прошли по струе зигзагообразный и довольно протяженный (относительно) первый каскад, за которым на ПБ встали на стоянку с двумя столами и двумя кострищами. Может быть тут когда-то было столпотворение групп? В этот раз на ужин был подан коньяк с тамбовским салом (по случаю дня варения одного из москвичей украинского происхождения), юшка (правильная уха), жаренная щука в больших количествах и натуральный мёд. И почему-то опять никто не умер от обжорства.

22 июля 2013 года. Утром без труда преодолели остальные каскады Охтом-порога. В конце порога на ЛБ имеется маленькая стоянка. Дальше - очередной плёс 5 км (1 час) до перекатика со смешным названием Гап-порог (Гай-порог). Ещё через 10 км "лопаты" расположен Калакундинский порог (с запахом гнили) длиной 800 м. Проход - справа, а затем слева. За порогом - плёс. Затем между левым и правым поворотами русла - перекатик, а на ЛБ открывается вид на заброшенную деревню Калакунда (отсюда и название порога), примечательным строением которой является беседка (а может и бывшая колоколенка-часовенка) с крестом. Сейчас в деревне оборудован Туристский приют "Калакунда" на 4 спальных места. За приютом - опять километровый плёс, который делится на две протоки (идти надо левой), образуя огромный остров Сиговец. Плёс заканчивается перекатом на левом повороте. Дальше - порогов не будет, зато начинается "парад" оборудованных стоянок. Перед островком Варишпельский на ЛБ - первая стоянка со столом, крытым складом дров (дровянником), настоящим туалетом, кострищем со скамейками вокруг и даже сарайчиком для ночлега, что было для нашего перекуса очень кстати (как всегда шёл дождь). За островком на другой стороне реки на обрыве с лестницей(!) в сосновом бору расположилась вторая шикарная стоянка, дальше третья и т. д. Отсюда до Водлозера - 25 км, а до кордона № 1 "Новгуда" на ЛБ - 3 км (30 мин).

Кордон "Новгуда" самый большой и самый старый из всех кордонов. От него начинается старинная пешая северная тропа паломников всех святых мест, включая Соловецкий монастырь. Здесь (как впрочем и на предыдущих кордонах) можно по рации заказать катер до пос.Куганаволок (или до истока р.Вама) и машину до ст.Медвежья Гора, что мы и сделали. Заночевали мы на оборудованной стоянке немного ниже кордона № 1 - на ПБ возле разваленой избы, которую хорошо видно с воды. Именно сюда может дойти катер в малую воду.

Выброска (отъезд с маршрута).

23 июля 2013 года. Утром пришел катер, забрал нас вместе с собранными байдарками (макс. - 20 чел). Разместившись на палубе и крыше рулевой рубки, мы "с этой высоты" во все глаза смотрели по сторонам. Последнее озеро, через которое протекает Илекса - Колонжозеро и устье Илексы очень живописны. Течение - отсутствует. Острова, пляжи, часовенки, стоянки и рыбацкие станы - всё это выглядело весьма заманчиво. Водлозеро (протяженность - 40 км, глубина - 3 м) - очень красивое озеро, но, в сравнении с, например, Энгозером или озером Кереть, более "заселено" и островов на нём меньше. Зато рыбы больше и имеется Ильинский погост - памятник архитектуры ХУІІІ века. За пару часов, несмотря на сильный боковой ветер и волны с барашками, наш непотопляемый катерок пересёк Водлозеро.

В пос. Куганаволок нас уже ждала Татьяна Мальберг (8(81452)30110 раб., 8(81452)30124 дом.) - координатор тургрупп ФГБУ НП "ВОДЛОЗЁРСКИЙ", которая и послала за нами катер. Она взяла с нас плату за катер (7300 руб), выписала квитанции, проверила разрешительные документы на посещение парка, заказала нам машину до ст.Медвежья Гора за 8000 руб (водитель Сергей - 8(911)669-2169 моб, 8(814)523-0123 дом) и отправила другим (частным) катером (капитан - Типин Василий, тел.8(814)523-0142) наших шестерых товарищей к истоку р.Вама для продолжения сплава (по Ваме и Водле), которого в этом отчёте нет.

В посёлке имеется магазин и довольно активная жизнь - постоянно приезжают легковые авто из обеих столиц. Машины оставляют у местных жителей и уезжают рыбачить на острова Водлозера. В следующем году обещают мобильную связь, которая пока имеется только в г.Пудож. Дорога в Медвежьегорск заняла более 6 часов (более 200 км). Из Куганаволока ходят и рейсовые автобусы, но только на Пудож, только по понедельникам и пятницам и только в 18-40.

24 июля 2013 года. На ж/д станцию Медвежья Гора мы приехали в 06-10. Поезд «Мурманск-Астрахань» уже стоял и ребята уехали этим поездом в Москву через 5 минут (повезло). Я же уехал Питерским поездом только 25.07.13 ночью в 01.35, а из Питера в Киев - 25.07.13 в 16-28. В Киеве - 26.07.13 в 14-03.

4. Продукты и рацион питания

В этом путешествии у нас был завхоз, который совместно с командиром разработал рацион, но участники путешествия закупали продукты сами (кроме меня) на свои дежурства и сами их везли в своих рюкзаках. В результате продуктов закупили с избытком.

5. Смета расходов в расчёте на одного человека (курс - 8.155 грн/дол, 0.248 грн/руб, 32 руб/дол):

Билет куп. из Киева на поезд № 90 до Москвы - 837.27 грн. ($102.67),
билет на поезд № 260 "Москва-Вологда" (плацк.) - 443.78 грн. ($54.42),

билет плацк. из Вологды на поезд № 374 Вологда-Мурманск до ст.Нименга - 383.52 грн. ($47.03),
автозаброска от пос. Нименга до моста через Чусреку - 1000 руб ($31.25),
плата за посещение парка - 250 руб ($7.81),
выброска катером от р.Илекса до пос.Куганаволок - 550 руб. ($17.19),
автовыброска Куганаволок-Медвежьегорск - 1142 руб ($35.69)
билет (плацк.) на поезд № 21 "Мурманск-С.Петербург" от ст.Медв.Гора до С.Петербурга - 1208.8 руб ($37.78),
билет (плацк.) на поезд № 53 "С.Петербург-Киев" - 3303.8 руб ($103.24),
сало, водка, сгущ. молоко - 208 грн ($25.51),
гостиница в МедвГоре - 800 руб ($25.00),
прочие затраты - 3889 руб. ($121.53).
Итого - $609.12

6. Выводы и рекомендации

При всех недостатках маршрута и суровых погодных условиях путешествие заслуживает оценки "отлично" благодаря живописной реке Илекса - жемчужине водного туризма Архангельской области.

Учитывая значительную протяженность плёсовых участков (более 95%) и "ветреный пояс", предпочтение (перед надувными судами) на этом маршруте необходимо отдать скоростным каркасным байдаркам, что сэкономит треть энергетических затрат гребцов и увеличит скорость судов на плёсах в 2 раза.

Для самых ленивых (минимум трудозатрат при заброске) - начинать маршрут необходимо не со ст. Нименга, а со станции Куша, где работники парка вас встретят и отвезут к реке Олова, впадающей в Илексу. Экзотический сплав по Олове до Илексы займёт 1-2 дня и не будет "потеряна" для сплава треть Илексы", как при заброске по Чусреке. Дневник одного из походов с заброской по Олове см. на http://androfarm.narod.ru/Dnevniki/Ilexa2005.html. Естественно, перед приездом на ст. Куша необходимо позвонить в филиал ФГБУ "Национальный парк ВОДЛОЗЁРСКИЙ" (г.Онега, тел. 8(81839)75666 - директор, 71506 - Елена Александровна), или написать письмо-заявку на parkoneg@atnet.ru с фамилиями, датами и временем прибытия. Все разрешительные документы и оплата за посещение (250 руб/чел) и заброску на р.Олова оформляются при встрече. Разрешение на посещение парка можно также оформить в визит-центрах - в Петрозаводске тел.(814)764417, в деревне Куганаволоке тел.(81452)30110 и даже у егеря на кордоне.

Можно также сэкономить около 7 часов при заброске ж/д транспортом - добраться до ст. Куша на пригородных поездах "Обозерская-Малошуйка" и "Малошуйка-Маленьга".

На сайте парка имеется рекомендация забрасываться на Илексу от кордона через оз. Пелозеро к Ухтинским(?) порогам (очевидно, к Охтом-порогу). Эта рекомендация приведенна в тексте "Сплав по реке Илекса. Описание маршрута". Этот текст является плагиатом (хотя и слегка дополненным), поскольку явно "позаимствован" из отчёта на http://www.poezdnik.kiev.ua/reki_rus/arhangel/2048/ileksa_vama_vodla2048opisan.html без ссылки на автора. При всём уважении к создателю великолепного сайта парка, осмелюсь порекомендовать ему ссылаться на автора при использовании чужих материалов. Ведь для того чтобы написать отчёт о путешествии - мало потратить на это время, надо ещё сходить в поход, затратив огромное количество сил, времени и денег.

Особое внимание необходимо уделить распорядку дня, дисциплине, планированию днёвок, определению дневного ходового времени и особенно длительности похода. Без этих мероприятий происходит накопление психологической и физической усталости и, в конечном итоге, теряется смысл всего мероприятия. Например, чтобы не "пороть горячку" и учитывая уникальность места стапеля на Чусреке (живописнная ровная и просторная площадка), можно смело рекомендовать первую ночёвку с охотой, грибами, ягодами и рыбалкой именно там - возле разрушенного моста. Это, в дальнейшем, даст возможность спокойно половить рыбу на плёсе за единственным порогом.

Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах и памятках егерей, относительно стоянок, поскольку хороших стоянок на некоторых участках (заболоченных), практически, нет.

Для быстрого нахождения рекомендуемых стоянок, мест слияния рек, точного определения пройденного километража, скорости движения, местонахождения изб и др. рекомендуется в этом походе использовать прибор глобального спутникового ориентирования (GPS) совместно с картой, на которую рекомендуется перенести все стоянки и кордоны, указанные в "памятке" туристам.

Очень нужная в походе вещь (дополнительно к другим средствам) - накомарник или даже два (мгновенно сгорает при приближении к костру). Самым лучшим средством от гнуса (объединяющее название) является ветер и холод.

На волоке (обносе завала) расход энергии у активного члена группы превосходит потребление. Более того, если эти дни приходятся на начало похода (акклиматизацию), то норма потребляемой энергии на одного человека в этот период должна быть как в зимних или горных походах - 4000 и более ккал/день. Углеводо и жиросодержащие продукты - основные поставщики энергии - должны выдаваться в этот период без ограничений, т. е. конфетами, сахаром, шоколадом и печеньем должны быть «набиты» все карманы. Очень хорошо восстанавливает силы (за 20 минут) карамель, сладкий чай с лимоном и таблетки витамина «С» с глюкозой. Завтраки, перекусы и ужины в этот период должны быть усилены калорийной пищей. Желательно, избегать в этот период «тяжелой» пищи (грибов), на переваривание которой тратится много энергии, а на приготовление - много времени. На сайте в разделе «Памятка» имеется статья о сбалансированном питании.

Для быстрых и удобных закупок продуктов перед путешествием и для сбалансированного питания группы на маршруте рекомендуется применять универсальнаую систему питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода», приведенных в разделе сайта «Пямятка».

Вода из рек и озер вкусная, но без минеральных солей. Напиться ею нельзя. Кофе и чай не помогают. Спасают ягоды - каждому участнику необходимо съедать кружку ягод в день, а если он не ест сам, то силой запихивать ему в рот морошку, голубику, бруснику, чернику и особенно красную смородину (шутка).

Недостатком маршрута является (кроме гнуса) очень трудоёмкий, малоинтересный и протяженный сплав по Чусреке.

К недостаткам также можно отнести систематическое переедание, в частности рыбой и грибами (шутка).

И последнее - рекомендуется посетить Ильинский погост на Водлозере, "Кижи" на Онеге и продолжить сплав по рекам Вама и Водла.

Интернет-адреса (ссылки) использованных текстов:
1) ВОДЛОЗЁРСКИЙ национальный парк
2) «Отчёт о водном туристическом путешествии четвёртой категории сложности по р. Илекса, р. Вама, р. Водла (Архангельская область и Восточная Карелия), совершенном с 09 июля по 25 июля 1988 года.» .

Отчёт выложен 29 июля 2013 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»


Дополнения 2014 года: GPS координаты стоянок и др.
Автор - zhekaden (zhekaden@yandex.ru)

63.23, 730N 36.28, 152E - стоянка на Нюхчозере, рядом с кордоном егеря. Рекомендуется проконсультироваться у егеря насчет тропы, поскольку на картах она указана неправильно.

ВОЛОК С НЮХЧОЗЕРА НА КЕРАЖ
1. 63.23, 564N 36.29, 395E - на берегу Нюхчозера, начало волока. Стоянка так себе.
2. 63.23, 581N 36.30, 996E - на берегу Шибозера, отличная стоянка.
3. 63.23, 956N 36.32, 888E - стоянка после, примерно, 3/5 пути, после первого болотистого участка.Просто замечательная, и комаров мало. Рекомендуется продолжительный отдых перед вторым болотистым участком.
4. 63.24, 153N 36.35, 332E стоянка на берегу Керажозера. Просто ужасная, поскольку берега озера – болотистые. Годится только для того, чтобы на месте собрать байдарки и тронуться в путь.

СТОЯНКИ НА РЕКЕ ВЕРХНЯЯ
1. Есть стоянка в самом истоке реки, но ее координаты я отметить забыл.
2. 63.22, 814N 36.40, 082E - минут за 15-20 до впадения Большой Парманжи
3. После впадения Большой и Малой Парманжи, на левом берегу, метрах в ста от берега, есть избушка. С реки она не видна. Ориентир – 5-литровая пластиковая бутылка, положенная специально для указания начала тропы к избушке.

ОЗЕРО КАЛГАЧИХИНСКОЕ
63.19, 699N 36.42, 227E - кордон Калгачихинский, тут же находится метеостанция

ИЛЕКСА, ОТ КАЛГАЧИХИ ДО ОЗЕРА ТУН
1. 63.18, 316N 36.36, 526E
2. 63.18, 223N 36.34, 067E
3. 63.17, 378N 36.33, 361E
4. 63.16, 604N 36.32, 615E
5. 63.13, 792N 36.36, 686E - у впадения Оловы
6. 63.11, 979N 36.38, 618E
7. 63.11, 007N 36.41, 668E
8. 63.11, 244N 36.43, 573E
9. 63.11, 076N 36.44, 116E
10. 63.10, 750N 36.45, 739E
11. 63.07, 863N 36.47, 384E
12. 63.07, 157N 36.47, 934E - у впадения Ухты
13. 63.06, 056N 36.49, 439E
14. 63.04, 892N 36.52, 025E
15. 63.04, 603N 36.52, 963E
16. 63.03, 417N 36.55, 058E
17. 63.02, 338N 36.54, 637E - у впадения Чусреки

МЕЖДУ ОЗЕРАМИ ТУН И МОНАСТЫРСКОЕ
1. 62.59, 379N 36.52, 366E
2. 62.58, 956N 36.52, 471E - Тунский кордон
3. 62.58, 122N 36.53, 110E
4. 62.56, 437N 36.54, 833E
5. 62.55, 859N 36.56, 724E
6. 62.55, 743N 36.56, 509E
7. 62.55, 513N 36.56, 471E
8. 62.55, 402N 36.58, 216E
9. 62.54, 800N 37.03, 017E - не на самой Илексе, а в протоке.
10. 62.53, 299N 37.05, 747E

ОЗЕРО МОНАСТЫРСКОЕ 62.53, 346N 37.03, 803E - кордон Монастырский, возможно, есть еще стоянки, я вдоль берегов не шел, поскольку погода была тихая и ветра не было.

МЕЖДУ МОНАСТЫРСКИМ И ЛУЗСКИМ ОЗЕРАМИ
1. 62.47, 896N 37.06, 737E
2. 62.45, 700N 37.06, 559E
3. 62.45, 047N 37.05, 132E
4. 62.44, 393N 37.01, 413E – насчет данной стоянки есть у меня сомнения… С одной стороны, я видел столб, указывающий на стоянку, с другой стороны, ни дров, ни стола с байдарки не увидел. В любом случае, следующая стоянка, после озера Лузское, гораздо лучше этой, так что лучше ориентироваться на нее.

МЕЖДУ ОЗЕРАМИ ЛУЗСКОЕ И ВОДЛОЗЕРО.
1. 62.43, 529N 36.57, 596E
2. 62.43, 057N 36.57, 744E
3. 62.42, 544N 36.58, 185E
4. 62.42, 130N 36.58, 825E
5. 62.37, 937N 37.02, 781E
6. 62.35, 867N 37.04, 119E
7. 62.34, 866N 37.01, 524E
8. 62.34, 069N 37.00, 125E
9. 62.32, 538N 37.00, 461E - кордон Новгуда
10. 62.31, 439N 36.59, 143E
11. 62.30, 667N 36.57, 225E
12. 62.29, 709N 36.56, 015E
13. 62.29, 681N 36.55, 565E
14. 62.28, 859N 36.55, 217E

ПРИМЕЧАНИЯ
Отмечены не все стоянки, а только те, на которых я либо отдыхал, либо видел с воды. Некоторые мог и не заметить.

Спутниковая карта с выложенными координатами этих стоянок. Нажать на кнопку GPX-точки!!! Эту карту в виде файла можно скачать и залить в навигатор (формат gpx.).

Все стоянки и кордоны парка (без координат!!!)


Дополнения 2016 года: Заброска от Надвоиц до Илексы через Пелозеро.
Автор - Игорь Репин:

Заброску от Надвоиц до Пелозера организовывает Национальный парк ВОДЛОЗЁРСКИЙ (далее Парк), в частности его Валдайский филиал (оплата в пос. Валдай). В Надвоицы из Москвы можно приехать поездом. От ж/д станции до тропы - около 200 км (типичная карельская грунтовка). Своим транспортом добираться до тропы нецелесообразно, т.к. машину негде оставить, и даже если и оставить в тайге, как ее потом забрать?

От Пелозера (см. карту) до Илексы идёт благоустроенная пешеходная тропа (см. фото) протяженностью 3.5 км; местами тропа оборудована мостками (см. фото). Скорость на мостках с грузом - до 5 км/ч. Мы по этой тропе забрасывались именно в мае.

В мае река совершенно фантастическая, т.к. уровень воды на 3-5 м выше, чем в июле. Каждой весной Илекса - это совершенно новая река, т.к. уровень воды каждый раз другой.

В 2014 году мы забрасывались на своём авто до Надвоиц, затем на машине Парка до тропы. После сплава наш водитель добирался на такси из Куганаволока до Надвоиц (330 км, около 8 тыс. руб) за своим авто, пока остальные собирали катамаран.

В 2915 году мы забрасывались на поезде до Куши, оттуда на Газ 66 до Оловы и по ней сплав. Обратно - из Куганаволока на Газели (местного жителя) до Петрозаводска. Там поезд. Обе заброски в мае.

В этом (2016) году в мае будем забрасываться на авто до Куганавалока, машину оставляем на охраняемой стоянке Парка, сами на Газели до Надвоиц, далее на УАЗе Парка.

В позапрошлом году в начале июня группа москвичей забрасывалась на авто до Куганавалока, машину оставляли на охраняемой стоянке Парка, там наняли машину и на ней по лесовозным дорогам до Куши, далее на Газ 66 до Оловы и по ней сплав. Они сплавлялись на тяжелой надувной лодке и поэтому пешая заброска по тропе для них была нереальна. Но такая заброска дорогая - около 30 тыс. руб., хотя очень интересная и не трудоемкая.

Несколько лет назад я 2 раза забрасывался на поезде до Куши, оттуда на Газ 66 до определенной развилки, там нас ждал вездеход Парка (на гусеничном ходу) на нем (на броне до 10ти чел) до озера Калгачинского. Но теперь вездеход не ездит, т.к. считается, что наносит вред болотам.

Водный туризм Украины
2002