|
Маршрут по реке Кереть - один из самых удобных, особенно для отдыха в краткосрочные отпуска и праздники (реку можно пройти за 5 дней). Живописные берега, плёсы и острова, обилие стоянок, рыбалка, удобный подъезд к начальной и конечной точкам движения, пороги разной сложности, возможность сойти с маршрута в любой день и удлинить его (за счёт днёвок и путешествия по Белому морю, которое является настоящим украшением похода) делают поход незабываемым.
Поезд № 128 "Москва-Мурманск" прибывает на станцию Лоухи в 01-32 , а № 16 в 02-41 (т. е. в не очень удобное время) и до реки на автомобиле приходится добираться ночью. В связи с этим, может оказаться целесообразным проработка заброски через Санкт-Петербург (а не через Москву). Все билеты (в т. ч. обратные) можно заблаговременно купить в Киеве, Москве и даже в Гданьске!
Оптимальное судно - плавсредство, имеющее малую осадку и значительную устойчивость, малое лобовое сопротивление и большую скорость движения при преодолении акваторий против ветра (плёсы и море). Такими судами являются: туристская каркасно-надувная байдарка (КНБ) и современный туристский катамаран, скорость движения которого и устойчивость на курсе (по плёсам) обеспечивают не менее 4 гребцов. Спортивный кат-двойка, где гребцы работают однолопастными вёслами, имеет слишком большую парусность, приходящуюся всего на две мускульных силы. Идеальным судном является двухместный катамаран с продольным расположением гребцов и байдарочными вёслами.
Номинальное количество участников - до 10, соотношение дети/взрослые - один к двум, опыт - не менее 2 к. с., желателен опыт хождения под парусом, количество новичков - до 20%, дисциплина и соблюдение техники безопасности (спасжилеты и каски) - обязательны.
Бань (каменок) на стоянках всё больше и больше, поэтому дров по берегам Карельских рек всё меньше и меньше. Россияне любят попарится, но, что самое возмутительное, в последнее время и хохлы с поляками норовят уменьшить древесные запасы Карелии. Короче, пила - желательна.
На маршруте (как и везде) мы встретили около десятка туристских групп. Хорошо иметь запас времени для поиска стоянки.
Вода в реке прозрачная, коричневатого цвета, перед употреблением её кипятить не надо, а особо боязливым туристкам можно напомнить, что одна капля йода на кружку воды является абсолютным стерилизатором (см. «Советы туристу» в разделе сайта «Пямятка»).
Рыбы в реке маловато (окунь, щука, язь). Щука и окунь лучше всего ловились на озере Кривом. Кереть является нерестилищем семги и горбуши. Эти виды охраняются законом и рыбнадзор не дремлет - патрулирование инспекторов, рыбалка запрещена - штраф 500 руб. за каждый "прут", но рыбаков достаточно. В Лоухах можно приобрести лицензию на вылов. Перед Морским порогом стоят домики рыбнадзора и река перегорожена сетями. Здесь невооруженным глазом видно, как горбуши мечутся, выпрыгивают из воды и пытаются пробиться выше по течению - зрелище очень впечатляющее. Ну, и конечно, тут же стоят "блатные" на джипах и "драчом" (большим тройником цепляют рыбу за "что попало" - горб, брюхо) вылавливают икрянок. Если зацепил самца - выбрасывают даже тогда, когда тот с разорванным брюхом. Туристам рыбу не продают (в т. ч. рыбнадзор). Ну, сами понимаете, кто они все после этого...
Пересадка с поезда на поезд (в Москве или Санкт-Петербурге).
Обилие (в июле) кровососущих насекомых, что не дает нормально собирать грибы и ягоды.
Позднее время прибытия 182 поезда в Лоухи.
Встречные ветры, что в сочетании с морем и обилием плесов делает невозможным скоростное прохождение маршрута на некоторых катамаранах.
Мели и шкуродёрка на порогах при малой воде.
Относительная перенасыщенность маршрута туристами и сложности, связанные с рыбалкой.
Район путешествия - Россия, республика Карелия, северо-восток.
Вид туризма - водный.
Маршрут - по реке Кереть от оз. Нюкки до деревни Пулонга (Белое море).
Средства сплава - катамараны-двойки - 3 шт., катамараны-шестёрки - 2 шт., байдарки (Щука-3 - 1 шт., RZ-1 - 1 шт.).
Категория сложности - 3 (для катамаранов) и 4 (для байдарок).
Время похода - с 01 по 09 августа 2003 года.
Продолжительность похода: чистого ходового времени - 8 дней, в т. ч. 2 дня по Белому морю, пешая часть (волок) - нет, движение против течения (бечёвник) - отсутствует, днёвки - не делали, радиальные выходы - отсутствуют, сплав - 6 дней.
Протяженность маршрута - 112 км. (90 км по реке Кереть и 22 км по Белому морю)
Уровень воды в реке - низкий.
Количество участников похода - 21 (в т. ч. детей - 1).
Местонахождение отчёта (оригинала) - www.poezdnik.kiev.ua «Водный туризм Украины»
Бассейн Керети расположен в северо-восточной части республики Карелия (Россия), вблизи полярного круга, в лесной зоне. Местность представляет собой непроходимую заболоченную тайгу с многочисленными озёрами, реками и ручьями. Грунт, как правило, отсутствует; преобладают мхи и скала. Окультуренные территории (огороды) заняты посевами картофеля. По берегам реки Кереть и её притоков распространены хвойные и лиственные (осина, берёза) леса; есть луга.
Река Кереть (не считая плёсов и озёр) имеет ширину до 45 метров. Дно реки каменистое (на плёсах илистое). Русла рек - извилистые. Поймы рек большей частью, заболоченные, поросшие кустарником и лесами.
Лето тёплое, в отдельные годы жаркое и засушливое. Осадки выпадают в виде дождя, иногда с грозами и ветром.
Территория заселена слабо и неравномерно. Населённые пункты расположены, в основном, вблизи ж/д и автомагистралей, в долинах рек, возле карьеров, на берегу Белого моря. Город Лоухи - административный, экономический и культурный центр Лоухского района. Посёлок городского типа Чупа - расположен на берегу Белого моря, в 5 километрах от ж/д станции "Чупа".
Туристические возможности в районе Керети практически неисчерпаемы - рядом (южнее) протекают реки Воньга, Поньгома и Кузема, до которых можно добраться через живописное озеро Кереть. Все эти реки являются жемчужинами Карелии, а маршруты по ним - «классикой» водного туризма. Восточнее - Белое море, куда впадают все эти реки, и которое само по себе является необъятным туристическим маршрутом.
Из Киева до Москвы целесообразно добираться на поезде № 90 "Жмеринка-Москва", где стоимость одного плацкартного места - 83.5 грн, а из Москвы до станции Лоухи - на ближайшем по времени поезде № 182 "Москва-Мурманск", который отправляется в 19-28 по Московскому времени. Стоимость одного полного плацкартного билета до станции Лоухи - 556 руб. То, что все ж/д билеты были куплены заблаговременно, было правильным решением, поскольку Россия летом (например 11.07 или 01.08) периодически поднимает цены (сезонное повышение цен).
Транспортировка рюкзаков в Москве с Киевского вокзала до Ленинградского (станция метро "Комсомольская", стоимость проезда в метро - 7 руб.) на микроавтобусе обходится в 700 руб. за машину. Этот бизнес в Москве захватили люди кавказской национальности. Из Москвы в Лоухи можно уехать еще и другими поездами - № 16 в 00-28 (прибывает в Лоухи в 02-41, 612 руб/плацк) и № 112 в 01-17 (до 14. 07 - по четным, а с 14.07 - ежедневно). При отсутствии билетов на эти поезда из Москвы можно уехать Петрозаводским поездом в 18-??, а в Петрозаводске уже легко пересесть на любой поезд, идущий до Мурманска (из Питера, Минска, Симферополя и др.), в т. ч. и на 182.
В Лоухах был закуплен свежий хлеб и другие продукты. К слову сказать, что лучше всего сохраняется Бородинский хлеб, но любой требует ежедневной просушки от конденсата, собирающегося на п/э кульках.
Двадцать километров от станции Лоухи до реки Кереть (до моста, под которым река вытекает из оз. Нюкки) УАЗ с прицепом преодолел за 20 минут и обошелся в 100 руб. с человека. Там у моста в лесу поставили палатки и заснули до утра, а утром 1-го августа собрали байдарки и катамараны (для некоторых вырубили еловые и берёзовые лаги и поперечины).
До первого порога Кереть представляет из себя живописное, длинное и довольно широкое озеро, где слева за ж/д мостом видны неплохие стоянки рыбаков. При ветре "в лоб" гребцам на катамаранах придется попотеть. На развилке (мыс со стоянкой) надо идти в левый залив озера. Несколько простых порогов (Щелевой, Кривой) преодолеваются сходу. К вечеру на правом берегу на скалах видны стоянки, которые, обычно, заняты. Хорошая стоянка - за крутым левым поворотом живописного плеса, на мысе правого берега (около 15 км от начала маршрута). Рыбы нет.
Дальнейшее чередование живописных плёсов и порогов вызывает у городского человека естественную радость («Какой я молодец, что приехал сюда»), но чувство реальности быстро сменяет эйфорию при банальных высадках экипажей на берег - в тайге тысячи комаров и мошек злорадно впиваются в самые нежные места. Из порогов второго дня пути можно выделить три: Керчуг (проходится сходу - слалом), Белый зуб (сходу - слив) и за ним - Мураш (для байдарочников - осмотр справа). Мураш (первый из трёх сложных порогов) - длинный скоростной прямой (с валами и видимым уклоном) поток, который поворачивает вправо под прямым углом, где и лежат на пути несколько неприятных обливных камней и сливов. Если притабанить (притормозить) на прямом участке, то можно спокойно заняться слаломом на повороте. При малой воде струя и без слалома "перетащит" катамаран на повороте через камни, при большой - надо (на повороте или даже немного раньше) уходить на положительной скорости вправо, избегая выноса по инерции на камни левого берега. Обе наши байдарки, мужественно преодолевая многочисленные изгибы дна реки, прошли этот порог без приключений различными стилями: Щука - повторяя эти изгибы своим корпусом, а RZ - постукивая о них своим деревянным каркасом. И то, и другое вызвало бурные аплодисменты разочарованной публики, облепившей оба берега в поисках крови. За Мурашом на правом берегу имеется хорошая стоянка, где мы и заночевали, пройдя за второй день около 25 км. Никаких язей здесь уже давно нет.
Утром третьего дня пришлось преодолевать здоровенное озеро (справа - луг), которое после прохождения второго правого мыса, заворачивало вправо. Хорошо, что после поворота ветер дул в спину, но до второго мыса пара спортивных катов-двоек значительно отстали - слишком большая у них парусность для плесов. Потом был автомобильный мост, потом плёсовый участок, где «на дорожку» ловился мелкий окунь, потом заброшенный поселок (слева) и ж/д мост. Через некоторое время за порожком,за которым слева имеется неплохая стоянка (с этой стоянки какие-то милые женщины призывно махали нам руками и улыбались) мы вошли в озеро Кривое, не переставая ловить рыбу. Озеро довольно живописное и рыбное - нормальный рыбак сделал бы тут днёвку или хотя бы ночёвку - но мы, повернув направо, прошли его (поймав, однако, щуку), свалились со ступеньки первого каскада порога Длинный и заночевали на левой скале. В награду за третий день пути дежурные приготовили уху, рис с мясом и кисель из облепихи.
Пройдя порог Долгий, мы подошли наконец ко второму сложному порогу - Варакскому. Перед порогом - живописный S-образный поворот с каменными полуостровами слева. Порог Варакский сложен своим неожиданным кривым (вправо) сливом с бочкой. Идти надо придерживаясь правого берега. Слив находится в начальном отрезке, а весь порог тянется метров 700. В малую воду весь оставшийся участок представляет собой обмелевшую шиверу, где надо проявить кой-какие слаломные способности. В конце порога - автомобильный мост (дорога в поселок Чупа, где можно купить всё, в т. ч. и горбушу с сёмгой - деревянный двухэтажный многоквартирный дом возле озера справа, кв. 10). Через два км ниже моста раскинулось красивое озеро Варакское с живописным, поросшем сосновым лесом островом посередине. Обрывистые скальные берега острова высотой до 40 м являют собой захватывающее зрелище. На острове имеется всего две ровные площадки для стоянок. Нам повезло с более высокой. Рыбы здесь нет - одна красота.
Пятый день (25 км) ушел на преодоление (сходу) порогов Краснобыстрого, Масляного, Павловского, Колупаевского и др. За автомобильным мостом (дорога на пос. Плотина) слева имеются неплохие «зелёные гостиницыraquo; (травяные стоянки), где мы и заночевали. Возле моста по берегам стоят рыбаки и ловят по лицензии горбушу. Их лагерь находится перед мостом слева.
На шестой день мы подошли к третьему сложному порогу - Морскому. Порог представляет собой прямой поток с валами (до метра), протяжённостью около 600 м. Через две трети пути в пороге слева имеется местечко, где можно причалить. Заканчивается порог в Белом море и, поскольку ночевать лучше на островах, в море желательно войти в отлив. Периодичность отливов и приливов - 8,5 часа. Кроме этого у моряков есть ещё два врага - это жажда и встречный ветер, который поднимает волну. Если пресной водой на некоторое время можно запастись (макароны и крупы можно варить и в морской воде, сливая её потом), то с ветром надо везение.
Переночевав на ближайшем острове, мы на седьмой день отчалили в сторону Чупы. Ветер был попутный и те кто имел парус (тент от дождя) быстро оторвались. Родник в Чупской губе (заливе) имеется на северном берегу острова Олений, но ветер нас отнёс южнее и пришлось причалить к южному берегу острова, возле старой разрушенной пристани. Как потом оказалось - нам чертовски повезло. В этом месте не только обнаружились родники, но и целые озёра пресной воды, расположенные в заброшенных кварцевых карьерах. Эти озёра заросли лесом, высота каменных стен, нависающих над водой - до 40 м. Дна не видно, вода очень вкусная. Красотища, да и только. И ещё одно открытие - морские мидии. Нарвали два кана (туристских котла) и отварили - очень вкусные, мясо красивого оранжевого цвета и его больше, чем в черноморских мидиях. В общем, это был день открытий, созерцания и обжорства. А ночью снились вот те самые женщины. Эти мидии...
Утром восьмого дня похода мы отошли от берега живописного острова Олений и взяли курс на Пулонгу. Забытый богом рыбачий поселок стоит на северном берегу губы. Все, кроме байдарок, шли под парусами и к 16-00 были у пристани. Честно говоря, мы при таком попутном ветре могли бы дойти и до Чупы, но в Пулонге (где есть магазин и пиво) нас ждала машина УАЗ «буханка» (микроавтобус-вездеход защитного цвета). Водитель - Гончаров Леонид Александрович, тел. (в Чупе) 34-6-30, его друг - 34-6-10 Петя.
На станции "Чупа" ж/д кассы работают только до 17-00, в связи с этим многие группы сходят с маршрута раньше и уезжают или из деревни Кереть (в конце порога Морской), или от моста (дорога на пос. Плотина), или из Пулонги прямо в Лоухи на машинах, с водителями которых договорились заранее (в Лоухах - перед началом маршрута). Но если есть билеты из Чупы - проблем нет. В Чупе останавливаются многие поезда и все электрички. От Пулонги до ж/д станции - 17 км, что обошлось нам за две ходки по 70 руб. с человека. Поскольку электричку на Кандалакшу в 17-00 мы пропустили из-за проводов пятерых участников (они уехали из Чупы в Москву поездом № 133 около часу ночи), оставшимся (для продолжения похода на реку Тумчу) пришлось поставить палатки за станцией и утренней электричкой "Лоухи-Кандалакша", которая выходит из Чупы в 07-39 спокойно за 42 руб. с человека доехать (3 часа) до Кандалакши. Кстати, рабочий поезд "Кандалакша-Ковдор" из Пинозера выходит в 08-30 (это для тех, кто начинает поход на Тумчу из Ковдора).
В походе была применена система питания без раскладки, согласно которой каждый участник абсолютно автономно закупает, дежурит и транспортирует продукты питания, что дает ему возможность присоединяться к группе и отделяется от группы в любое время (как вагон к поезду). Информацию о системе питания «Поезд», «Меню одного дня похода» и список продуктов на любое количество дней можно найти в разделе «Пямятка» на сайте www.poezdnik.kiev.ua («Водный туризм Украины»)
Проезд по полному плацкартному билету из Киева на поезде № 30 "Жмеринка-Москва" - 83.5 грн. ($15.76), проезд на поезде № 182 "Москва-Мурманск" до станции Лоухи - 556 руб. ($18.54), переезд от станции Лоухи до реки Кереть - 100 руб./чел. ($3.34), от Пулонги до Чупы - 70 руб. с человека. ($2.4), из Чупы до Кандалакши - 42 руб. с человека ($1.4), проезд на поезде № 133 "Мурманск-Москва" от Кандалакши до Москвы - 699 руб. ($23.30), проезд на поезде № 41 из Москвы до Киева - 482 руб/чел (плацкарт)при курсе 30 руб/доллар. ($16.07), постель (4шт) - 140 руб ($4.67). Итого проезд - $85.48.,
питание (с ж/д дорогой)- ($15.5), продукты в Лоухах - 100 руб ($3.34), продукты в Чупе - 230 руб ($7.67), аптека + туал. принадл. + фото и др. - ($18.87). Итого - $45.38;
Всего за поход - $130.86
Просьба присылать на сайт изменения и дополнения к устаревшим лоциям, а также свежие описания (отчёты) походов. Авторство и СПАСИБО - гарантированы.
Отчет сделан в августе 2003 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве - 4505910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»
|