Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

От Княжей до Кукаса 2009.

Отчёт Поездника Сергея (Киев) о водном туристском байдарочном путешествии от ж/д станции Княжая до озера Кукас
на www.poezdnik.kiev.ua
Фото см. в галерее Александра Щонхора (http://sam.snt.com.ua)

Кукас - уникальное живописное труднодоступное, малопосещаемое, высокогорное (93.2 м над у. м.) озеро с потрясающей прозрачностью воды. Издавна местные жители называи эти места финской Швейцарией. По форме Кукас напоминает расколотый бумеранг, вытянутый с запада на восток на 25 км и расположенный в самой северной части западной Карелии. Озеро Кукас вместе с Челозером и Княжегубским водохранилищем заслуженно входят в список самых популярных в Карелии водных байдарочных маршрутов и представляют собой место идеального отдыха на воде. Маршрут не имеет сложных водных препятствий, а обилие рыбы, ягод, грибов, островов, заросших лесом со скальными выходами и малопосещаемыми губами (заливами) делают отдых незабываемым.

Экипажи байдарок (оба экипажа из Киева):

Таймень-3

Баталин Егор - руководство, фото, рыбодобыча,
Баталин Федор - юнга-рыбак,
Щонхор Александр (sam@snt.ua) - видео и фотосъёмка.

Таймень-3

Поездник Сергей (poezd@i.com.ua) - рыбодобыча и отчётность,
Уссаковский Глеб - воссоздатель уникальных перуанских рыбных и итальянских макаронных блюд, подводная видеосъёмка,
Даниленко Алексей - рыбодобыча

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия - Российская федерация, Мурманская область (юг), Республика Карелия (северо-западная часть), лесотундра.

Маршрут: Киев-Москва-ст.Княжая Октябрьской ж. д. Мурманской области (по ж/д) - по Княжегубскому водохранилищу (Ковдозеро, озеро Пажма, озеро Лопское, озеро Пудос, Нотозеро) - вверх по реке Винча - оз.Челозеро - волок от оз. Челозеро до оз.Кукас - по оз.Кукас и обратно до ж/д станции Княжая - С.Петербург (по ж/д) - Киев (по ж/д).

Вид туризма — водный.

Средства сплава — байдарки Таймень-3 — 2 шт.

Категория сложности — первая.

Время похода: с 11 июля (выезд из Киева) по 26 июля (прибытие в Киев) 2009 года.

Продолжительность похода: 16 дней, в т. ч.: подъезд, отъезд (с пересадками в Москве и С.Петербурге)  — 5 дней и 6 ночей, днёвки - 1 шт., радиальные выходы — отсутствуют, на воде (с волоками) - 11 дней.

Протяженность маршрута - 250 км, в т. ч. 50 км по озеру Кукас (туда и обратно) + 200 км (туда и обратно) от ж/д ст.Княжая по Ковдозеру, озеру Пажма, озеру Лопское, Нотозеру, озеру Пудос, Челозеру + 1.7 км (туда и обратно) волок от Челозера к озеру Кукас.

Уровень воды - средний.

Количество участников похода: 6 чел (в т. ч. детей - 1).

2. Сведения о районе путешествия

Маршрут полностью проходит по территории Российской федерации. Озеро Кукас расположено в северо-западной части республики Карелия. Ж/д ст.Княжая, Ковдозеро, озеро Пажма, озеро Лопское, Нотозеро, озеро Пудос и Челозеро расположены в южной части Мурманской области. Граница между областью и республикой проходит между Челозером озером Кукас, а Северный полярный круг - в районе озера Лопское. Местность в зоне лесотундры представляет собой непроходимую заболоченную тайгу с многочисленными озёрами, реками и ручьями. Грунт, как правило, отсутствует; преобладают мхи и скала. Окультуренные территории (огороды) редких населенных пунктов заняты посевами картофеля. По берегам водоёмов распространены хвойные (сосна) и лиственные (осина, берёза) леса; лугов крайне мало.

Озеро Ковдозеро имеет длину 50 км (от пос.Зеленоборского до пос.Зареченска) и 30 км (от пос.Зеленоборского до пос.Северный), Челозеро - около 10 км, озеро Пудос - около 5 км, Нотозеро - около 16 км., протоки от Ковдозера + озеро Пажма + протока Лопская + озеро Лопское + протока Тюлле + залив до Нотозера (до острова Ракха) - 20 км. Дно озёр и проток - каменистое, местами илистое. Дно Кукаса - песчаное. Дно всех озёр, губ (заливов) и проток покрыто толстым слоем топляка (затонувших стволов деревьев) вследствие длительной и бездумной (40% по ГОСТу отводилось на потери в виде топляка) вырубки и транспортировки леса в виде плотов к лесобирже (ныне не действующей) вблизи ж/д ст.Княжая. Берега большей частью представляют собой непроходимые и беспорядочные нагромождения камней, поросшие сосновым лесом; изредка заболочены. Стоянок сравнительно мало.

Лето прохладное, в отдельные годы жаркое и засушливое. Частые садки выпадают в виде дождя, иногда с грозами. В последние годы (2002-2009) участились и усилились ветры, которые на открытых акваториях разгоняют даже летом волну до 4-х баллов (барашки) и даже в дождливую погоду и ночью.

Территория заселена очень слабо и неравномерно. Населённые пункты расположены, в основном, вблизи ж/д и автомагистралей, в долинах рек, возле карьеров, на берегу Белого моря. Посёлок городского типа Зеленоборский с ж/д станцией Княжая (возник со строительством Княжегубской ГЭС) имеет три пригорода: Ковдское (на берегу губы Княжая Кандалакшского залива Белого моря), Затон и Лесобиржу (на берегу Ковдозера).

Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе озёр Кукас, Ковдозеро, Пажма, Лопское, Нотозеру, Пудос и Челозеро очень велики. Путешествие к озеру Кукас можно начать (и закончить) в четырёх точках:
а) от ж/д станции Княжая (самый живописный, протяженный, продолжительный и выгодный в денежном отношении вариант, выбираемый обычно туристами-байдарочниками) В этом отчёте описывается именно этот маршрут;
б) от моста в пос.Нольозеро, забросившись туда на ранее заказанном УАЗике от ж/д станции Чупа или Полярный Круг (самый популярный у рыбаков на резиновых лодках);
в) от Тикшеозера (со сплавом по реке Винча), забросившись туда на ранее заказанном УАЗике от ж/д станции Чупа или поднявшись к Тикшеозеру по реке Елеть (бечевник) от реки Кереть (спортивный байдарочно-катамаранный вариант).;
г) от пос.Кумапорог (на берегу Кундозера Кумского волохранилища), забросившись туда из Кандалакши через Зареченск. Это самая длинная заброска и самый экстремальный волок протяженностью около 2 км (включая оз.Шуоярви) от Кундозера до западного залива Кукаса. На волоке тропы нет, а есть старый т.н. зимник или заросшая просека. Описание волока, но в обратном направлении, сделано героической парой - Бекетовым Константином и Кузнецовой Марией, которые в 1992 году на байдарке Таймень-2 за 29 дней прошли около 500 км от ст.Княжая до ст.Кузема (через Княжегубское водохранилище, Челозеро, оз.Кукас, Кумское водохранилище, оз.Левицкое и р.Поньгома и др.).

Путешествие на туристких байдарках легко можно удлинить или укоротить за счёт комбинирования вышеупомянутых точек начала и конца маршрута или продолжения путешествия по одной из вытекающих из озёр рек и Белому морю, куда эти реки впадают. Живописнейшее озеро Кукас может, после волока, служить началом маршрутов по Кундозеру и Кумскому волохранилищу. Особый интерес представляет район озер Верхние и Нижние Кичаны и река Ковда, вытекающая из озера Ковдозеро через озеро Серяк и впадающая в Белое море, которое, в свою очередь, может украсить любое путешествие.

К сожалению надо сказать и про пятый вариант посещения озёр Кукас, Челозеро и устья реки Винча на Нотозере. Вследствие восстановления мостов вблизи пос.Нольозеро и через реки Винча и Пудос, которые всегда сжигались рыбнадзором, туда с трудом, но можно доехать на джипах от Мурманской автотрассы, поэтому не удивляйтесь, если увидите джипы возле устья Винчи или услышите шум моторной лодки с упитанными «рыбаками» на просторах этих ранее редкопосещаемых озёр. Околачиваются они обычно возле порогов и рек, по которым кумжа идёт на нерест.

3. Техническое описание маршрута

Подъезд (заброска) и стапель (верфь)

Из Киева до Москвы мы добрались в плацкартном вагоне проходящего поезда № 56 «Хмельницкий-Москва», который из Киева отправляется в 00-23, а в Москву прибывает в 14-32 тех же суток. Транспортировка рюкзаков в Москве с Киевского вокзала до Ленинградского (станция метро "Комсомольская") в метро обошлась в 170 руб. Стоимость проезда в метро - 17 руб/чел.

Из Москвы уехали поездом № 212 «Москва-Мурманск» (отпр. в 01-17) и прибыли на ст. Княжую через сутки и шесть с половиной часов - в 07-49.

Примечание: Расписание движения поездов Украинских железных дорог можно узнать на www.uz.gov.ua - «УКРЗАЛІЗНИЦЯ». Расписание движения поездов Российских железных дорог можно узнать на www.rzd.ru/e3/index.php - «Российские Железные Дороги»

На станции Княжая сели на маршрутку, которая шла до посёлка Зеленоборский, и через 10 минут были на живописном берегу залива Ковдозера (между посёлками Затон и Лесобиржа), где в 20 м от трассы собрали байдарки и, позавтракав, отплыли.

Некий Юра из Чупы (chupa-yura@yandex.ru) прислал на сайт текст: Заброска туристов на реки и озёра северной Карелии - р.Кереть, р.Винча, озёра Тикшеозеро, Кукас, Нотозеро, Нольозеро, Пяозеро и др.; берег Белого моря. Тел. 8(921)523 6608.

Маршрут:

Чтобы быстрее выйти из губы (залива) посёлка надо идти вдоль левого берега до южного (узкого) пролива между о.Лайдасалма и материком. На последнем мысу острова (8 км от стапеля) имеется отличная стоянка. Далее необходимо определиться с целью: если нужно как можно быстрее дойти до озера Пажма и далее до Кукаса, то надо идти на юг - юго-запад к западному мысу материкового полуострова (на карте - в виде головы) горы Слюдяная минуя группу островов из двух больших и четырёх малых (от пролива до мыса - ещё 10 км). Этот полуостров, на западном и южном берегах которого имеются скальные стоянки, будет служить ориентиром и на обратном пути.

От западного мыса полуострова нужно по компасу идти на юг в просвет мимо островов Филин, Серебряный, Кривые (стоянка на эападном берегу) до оз.Беличье и острова с урочищем Перевалка (от полуострова до урочища - 13 км). Этот участок, обычно, нестыкуется по картам, поскольку карты Мурманской области и атлас Карелии в разном масштабе. Это, в свою очередь, может привести к ошибке в ориентировании на воде, что в условиях непогоды чревато возникновением экстремальной ситуации (мы, например, на обратном пути ночью по ошибке залетели в губу Глубокую и потеряли время на возвращение). В связи с этим рекомендуется картографический материал заблаговременно привести к единому масштабу (1см=500м), состыковать карты и даже нанести на них линию намечаемого маршрута (в пределах Ковдозера).

Пройдя урочище Перевалка дальше на юг (здесь начинается оз.Пажма) надо брать западнее, затем на запад (в просвет) до протоки Лопская (от урочища до протоки - 4 км). Ориентиром начала протоки служат избы (около 20 шт на восточном берегу) единственной на маршруте деревни Лопская Запань. Если к деревне идти более западным путём - со стороны нежилого посёлка Северный (виден за 1-2 км), то эти избы видны издалека - от урочища Перекоп(ариентиром начада пролива к протоке Лопская со стороны пос.Северный является высокий поросший соснами остров и течение с севера на юг). В деревне Лопская Запань нет магазина, почты и, по моему, электричества. Очевидно, что этот населенный пункт постепенно превращается в дачный посёлок.

Протока Лопская (4 км) имеет слабое течение с юга на север, берега скальные, стоянок мало, не часто, но ходят по ней моторные лодки. Хорошая стоянка - на западном мысу при выходе в озеро Лопское.

В озеро Лопское (в западной его части) впадает порожистая река, вытекающая из оз.Нижние Кичаны. Эта коротенькая речушка примечательна своим 4-х метровым водопадом (перепад высот между озёрами - 12.6 м), к которому от стоянки в устье идёт тропа вдоль левого берега и который слышен издалека. Стоянка имеется также и на островке (в устье), через который когда-то шла линия электропередачи (видны остатки оснований опор).

Чтобы дойти от протоки Лопской до протоки Тюлле, которую трудновато найти, нужно пересечь Лопское озеро (4 км). При входе в протоку Тюлле (ориентир - острый мыс справа) на втором западном мысу озера стоят в лесу избы-дачи, куда и шла ранее упамянутая ЛЭП.

Протока Тюлле (5 км) похожа на Лопскую, только имеет свои заливчики (губки). Стоянок маловато и они все в губках. Отличная стоянка находиться в конце протоки на западном мысу при выходе в Нотозеро.

После выхода из протоки нужно по компасу идти на юг, затем - между островами, которые с воды сначала сливаются в один берег, и когда откроется перспектива - мимо острова Петров в просвет к мысу острова Рахка. Не доходя до острова, надо свернуть на запад в пролив между островом Рахка и полуостровом, напоминающим перевёрнутую рыбу. Пройдя пролив и островок надо идти чётко на юго-запад мимо островов Частых (остаются по левому борту) до пролива к озеру Пудос. От протоки Тюлле до пролива к озеру Пудос - 9 км.

Живописное зеро Пудос (протяженностью 6 км ) кроме хорошей рыбалки известно двумя природными достопримечательностями - горой Ивановой (ударение на первый слог) с преобладающей высотой 343.6 м над у.м. и живописной, впадающей в озеро, одноименной речкой, вдоль которой идёт рыбацкая тропа. Хороших стоянок на озере мало - на двух мысах пролива и 2 шт. на острове в устье реки Пудос (вторая стоянка с озера не видна, поскольку находится на другом берегу островка). Рыбаков на резиновых лодках на озере Пудос много, стоянки все были заняты, мусора на стоянках тоже было много. Почему люди, которые устраивают баню из полиэтилена, считают своим долгом оставить этот полиэтилен (т. е. мусор) на берегу? А ведь полиэтилен разпадается естественным путём более 10 лет !!! Братцы, кто же, если не мы?...

От пролива (на озеро Пудос) до устья реки Винча - всего 8 км. Идти к устью надо сначала по губе Пудос, затем между островами (стоянка) по губе Мантуаркши до далеко выдающегося в озеро мыса (стоянка) южного берега Нотозера (возле острова Сосновый или Мяйло). От мыса нужно идти на запад вдоль южного берега, поскольку устье Винчи можно легко проскочить. Ориентир - маленький островок перед и большой западнее устья. Ориентиром также могут служить стоянка с джипами перед устьем. Войдя в устье, можно убедиться в правильности движения по наклону водорослей (течение в заливе - 0.3 м/сек).

Устье реки Винча напоминает узкий залив. В конце этого залива (где имеются две неплохие стоянки) под углом в 90 градусов вливается река из озера Челозеро. Река Винча между Челозером и Нотозером имеет протяженность около 200 м и представляет собой порог 2 к.с. для быйдарок, который проходится сходу по струе. Но прожождение будет на обратном пути, а по дороге к озеру Кукас его надо преодолеть проводкой байдарок против течения вдоль любого берега. Тропа, однако, идет вдоль левого.

Челозеро - озеро, по своей живописности и форме напоминающее Кукас, но в миниатюре. Здесь и берега пониже и протяженность поменьше (10 км) и глубина не 150 м (когда мы проходили Челозеро, был антициклон и вся рыба стояла на глубине 17 м и не клевала). Вода прозрачная и дно видно на значительной глубине. В двух км от восточного края озера (порога) в Челозеро со скалы южного берега без всякой поймы и дельты стекает порожистой дугой река Винча (из озера Каменное). Струя реки на спокойной глади Челозера видна издалека и бурлит до 150 м от берега. Здесь имеется стоянка. Хорошие стоянки начинаются в заливах северного берега и дальше. Рыбаков на резиновых лодках и туриков много. Многие туристы и рыбаки дальше Челозера не идут вследствие трудоемкости волока на озеро Кукас, отсутствия там рыбы и стоянок. После сужения озера надо идти на запад вдоль южного берега, чтобы не пропустить начало заросшей лиственным лесам земляной пристани бывшей лесной биржи. Ориентир - горизонтально торчащие из земляного берега над водой торцы брёвен. Дорога на Кукас и Нольозеро начинается вначале пристани, а малозаметная тропа на Кукас отходит вправо от дороги в 200 м от берега (после S-образного участка).

Тропа к озеру Кукас крайне неприятная (узкая, извилистая, заросшая, часто приходится идти по колено в воде и болоте), но через 800 м выходит на дорогу и значительно укорачивает волок до 1.7 км, хотя от Челозера до Кукаса можно дойти или доехать и по грунтовой дороге (4 км), свернув на развилке вправо (на запад).

Дорога, на которую выходит тропа, приводит к полуразрушенному деревянному мосту через мелкую, непроходимую в обоих направлениях, заваленную деревьями, порожистую с видимым уклоном речку, вытекающую из Кукаса (через озерко) и впадающую в Челозеро (перепад между озёрами Кукас и Челозеро - 53.4 м). Эта речка довольно живописна, особенно водопад на вытоке, где имеется неплохая, но шумная стоянка.

Чтобы попасть на Кукас, надо сделать последнее телодвижение: или перейти мост и через 600 м дойти до озера пешком, или (что легче), от водопада переплыть озерцо и сделать волок протяженностью 100 м на берег Кукаса (вдоль порожистого и непроходимого вследствие завала слива из Кукаса в озерко. На берегу Кукаса немного севернее волока имеется хорошая стоянка, а ещё севернее видно место подхода к берегу упомянутой дороги (ориентир - перевёрнутая лодка). Сама дорога здесь не заканчивается, а идёт дальше на север к бывшему Нотозёрскому лесоучастку № 4.

Кукас очень хорошо описан в статье СЕВЕРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА - ОЗЕРО КУКАС журнала НАУКА И ЖИЗНЬ (автор - Н. ИВАНОВ). Именно эта прекрасная статья и подвинула нас на путешествие. Чтобы не повторяться процитирую выдержки из статьи: «Вытянутый с запада на восток Кукас принадлежит к средним озерам Приполярья, его северные берега относительно вертикали юг-север выпуклы, южные - вогнуты. Длина Кукаса - около 26-27 километров, наибольшая ширина - 3 километра, в озере около 20 больших и малых островов плюс две губы: северо-западная (длина 4,5 километра) и юго-восточная (длина 6 километров). В конце этих губ, где в них впадают небольшие ручьи, неплохо ловится рыба. Кукас, как и соседнее Челозеро, - водоем разломного происхождения. По словам местных жителей, глубина Кукаса достигает 150 метров. Вода озера, содержащая малые концентрации различных минеральных примесей, необычайно чиста и прозрачна: на 20-метровой глубине четко видна брошенная на дно 10-рублевая монета. ... В окрестных лесах водятся лоси, росомахи, медведи, лисы, куницы, выдры, норки, зайцы, иногда охотники видят северных оленей, появляются здесь и лемминги. Есть боровая и водоплавающая птица: глухари, тетерева, рябчики, лебеди, гагары, гуси, несколько видов уток, в труднодоступных местах гнездятся вороны. На берегах всего Кукаса природой сотворен своеобразный геологический музей: тут граниты и мраморы, габбро-диабазы, малиновые кварцитопесчаники, шунгиты, друзы с черными гранатами, хватает и всякой минералогической экзотики. Чтобы хорошо осмотреть Кукас, следует зарезервировать неделю-полторы. Давайте начнем знакомиться с северными берегами озера. Проплыв километров шесть вдоль этого берега, туристы попадают в северо-западную губу Кукаса, проходят два километра по губе и разбивают лагерь в понравившемся им месте, например на небольшом полуострове, что справа по ходу движения байдарок. В этой губе редко бывает ветрено и хорошо ловится рыба. На другой день группа проходит мимо "голубого" озера, отделенного от Кукаса узкой полоской суши. В этом озере много "нетронутых" окуней и щуки. Следующую остановку можно сделать на одном из трех островов, что находятся в центральном плесе Кукаса, неплохие места для стоянок есть и на материковом берегу озера. Природа на Кукасе поражает путешественников удивительным сочетанием красок, звуков, оттенков и ночной тишиной. Короткая озерная ночь наступает летом на Кукасе незаметно, а вместе с ней приходит большое удовлетворение от увиденного и проделанного за минувший день. Назавтра туристы снова в походе, вновь плывут они в конец озера, к его западным берегам. В конце Кукаса около южного ручья, бегущего из маленького озерка, к воде выходит заброшенная и теперь с трудом различимая дорога - старый зимник. Этот зимник связывает Кукас через 800 метров с таежным озерком - ламбиной Шуоярви (ширина его около 500 метров) и далее через 400 метров с большим Кундозером, входящим в состав Кумского водохранилища. (Для будущих походов этот путь можно разведать.) После осмотра зимника, набрав ягод и грибов, накупавшись, туристы вдоль южного берега Кукаса идут на восток и через 6,5 километра приходят к острову (длина острова 5 километров), в западной части которого есть невидимые с воды заброшенные изба, сараи и лабаз. Вблизи этих строений можно разбить базовый лагерь и постоять несколько дней. В старой избе доживают свой век русская печь, большой стол, лавки. Около избы большие заросли малины, и в них любят устраивать свои лежки зайцы. Ночью вокруг бывает так тихо, что слышно, как падают на землю перезревшие ягоды малины. А ранним утром можно сходить за грибами, на Кукасе их множество: моховики, рыжики, белые грузди (лучший гриб для солений), подосиновики, подберезовики, маслята, козлята, свинушки, сыроежки. Отсюда любители пеших прогулок могут подняться на гору Шуривара (высота ее 346 метров), возвышающуюся в 4-5 километрах от берега Кукаса. Со склонов Шуривары открываются удивительные виды - на подернутые дымкой таежные сопки, на голубые пятна окрестных озер; здесь уж без фотоаппарата не обойтись! Интересно осмотреть на байдарках юго-восточную губу Кукаса. Южные берега этой губы - типично горно-таежные, в нескольких местах здесь видны поросшие сосной красивые скальные выходы, поднявшиеся на десятки метров вверх и отвесно уходящие в воду озера. На северных берегах этой же губы тоже есть на поляне старый дом, окруженный малинником, а далее, примерно в 1,5 километра от дома, если плыть к центральному плесу Кукаса, - заброшенная деревня Хирви-наволок (по-карельски: хирви - лось, наволок - мыс). »

От себя хочу добавить, что рыбы мы на Кукасе не поймали и что общее впечатление портят многочисленные сети браконьеров, обосновавшихся, очевидно, за первым мысом северного залива (видели моторную лодку и людей в масккомбинезонах). Очень выгодно продавать созданное не тобой, а природой.

Отъезд.

Решив маршрут закончить на ст.Княжая, мы проделали весь путь и в обратном направлении, правда несколько резвее (за 2 дня и одну ночь). Один раз шли ночью, выждав когда постоянный встречнй ветер стихнет.

Последнюю ночь мы провели на берегу залива Ковдозера (где 10 дней назад собирали байдарки). На станцию Княжая нас отвезла та же маршрутка. Уехали поездом № 21 в С.Петербург, куда прибыли на следующий день в 12-11.

В С.Петербурге переехали на метро с Ладожского на Витебский вокзал.

В Киев выехали на поезде № 53 в 15-58 и прибыли через сутки в 14-40.

4. Продукты и рацион питания

В этом путешествии по причине обилия блюд из свежевыловленной рыбы, закупалось хлеба (сухарей) и крупп в три раза меньше, чем по универсальной системе питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода» (см.  раздел сайта «Памятка»), при которых к группе может присоединяться и отсоединяться в любой момент любое количество человек без ущерба для других членов коллектива. Тушенка не закупалась.

5. Смета расходов в расчёте на одного человека (курс - 7.65 грн/дол, 250 грн за 1000 руб):

Стоимость плацк. билета на поезд № 56 «Хмельницкий-Киев-Москва» - 235.30 грн. с постелью ($30.76)
Стоимость переезда с Киевского вокзала в Москве к Ленинградскому на метро - 170 руб : 5 = 34 руб или $1.11
Стоимость плацк. билета до ст.Княжая на поезд № 212 «Москва-Мурманск» - 620.07 грн. с постелью ($81.05)
Стоимость переезда от ст.Княжая к месту стапеля на маршрутке - 100 руб : 5 = 20 руб ($0.65)
Стоимость переезда от места антистапеля к ст.Княжая на маршрутке - 200 руб : 5 = 40 руб ($2.3)
Стоимость плацк. билета на поезд № 21 «Мурманск-С.Петербург» - 1492.3 руб. с постелью ($48.75)
Стоимость плацк. билета на поезд № 53 «С.Петербург-Киев» - 2228.8 руб. с постелью ($72.81)
Питание с алкоголем 136.32 грн или $27.11
Итого - $235.78 (проезд) + $39.87 (питание) + 3.0(спирт)= $278.66 на чел или 2131.72 грн/чел.

6. Выводы и рекомендации.

Из Киева до Москвы и обратно можно добраться любым поездом, но экономнее всего на поезде № 90 «Жмеринка-Москва», а целесообразнее - на том, который приходит в Москву вечером, поскольку все поезда на Мурманск отправляются из Москвы вечером или ночью.
Все ж/д билеты по РФ можно купить в Украине, но это будет дороже на 10%;

Учитывая вышеизложенное и собственный опыт можно сказать, что на 2009 год в психологическом и физическом плане для заброски-выброски выгоднее использовать прицепные ПЛАЦКАРТНЫЕ вагоны «Киев-Мурманск», которые цепляются как к Минскому, так и Харьковскому поездам.

Маршрут является оптимальным для путешествия на туристских каркасных байдарках.

Количество участников - не ограничено, соотношение дети/взрослые - один к одному, опыт - 1 к. с., количество новичков - до 20%, дисциплина и соблюдение техники безопасности - обязательны, фартуки с юбками для байдарок желательны только с середины августа и до середины июля (для штормовой погоды).

Дров на берегах хватает, но для организации бани пила не помешает. Вода - прозрачная, коричневого и белого цветов, пить можно.

Рыбы достаточно (плотва, окунь, язь щука и кое-где - сиг). Рыбнадзора нет. Все острова засорены брошенными китайскими разовыми сетями, поскольку они рвутся топляком, полностью покрывающим всё дно во всех водоёмах.

Изрезанная береговая линия озёр и губ и обилие заросших лесом островов создают впечатление небольшого водоёма, который на самом деле практически бесконечен. Это обманчивое впечатление может привести неопытного лоцмана к ошибке в выборе направления движения и даже к потере ориентации на воде. Чтобы избежать подобных ситуаций рекомендуется руководителю иметь опыт подобных прохождений, пользоваться картой с М не мельче 1 см = 2 км, компасом и ориентирами, идти вдоль берега и только от мыса к мысу, от острова к острову.

Глубина озёр достигает 170 метров. Стоянок немного вследствие искусственного поднятия уровня воды в водохранилище.

Маршрут подходит водникам с любым туристским стажем. Опыта прохождения порожистых рек не требуется.

Лучшее время для путешествия - июнь-август.

Для связи при разделении группы и др. не помешает пара портативных раций с радиусом действия до 5 км.

Для быстрых и удобных закупок продуктов перед путешествием и для сбалансированного питания группы на маршруте рекомендуется применять универсальнаую систему питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода», приведенных в разделе сайта «Памятка».

Недостатком маршрута является продолжительная ж/д заброска, обусловленная в частности пересадками с поезда на поезд в Москве или С.Петербурге, что увеличивает время переездов и делает невыгодным всё мероприятие при непродолжительном (до 7 дней) путешествии.

Недостатком маршрута особенно в последнее время является также плохая погода (как правило, до 10 июля и с середины августа) - холод, дождь и сильные порывистые продолжительные ветры, разгоняющие на открытых акваториях озёр волну до четырёх баллов даже ночью. Рекомендуется, в связи с этим, прокладывать маршрут так, чтобы ветры были попутными, чтобы всегда была возможность быстро укрыться от непогоды и чтобы байдарки были ВСЕГДА непотопляемы. Необходимо помнить, что преобладающие ветры в этом регионе - восточные и что при ветре разгоняющем волну с «барашками» на открытых водоёмах плавание на байдарках, в частности лагом (боком) к ветру, становится смертельно опасным и лучшим средством против ветра является не байдарочный катамаран под парусом, а пережидание непогоды в хорошо защищённом от ветра и падения деревьев месте (за скалой, в избе или в глубине леса). Идти на байдарках в такую погоду можно только скрывшись от ветра за лесом, островом или мысом, а также в ночное время когда ветер, как правило, стихает.

Использованная литература - журнал НАУКА И ЖИЗНЬ; статья Н. ИВАНОВА (Москва) - СЕВЕРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА - ОЗЕРО КУКАС

Отчёт выложен на www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» 1 августа 2009 года; Автор отчёта - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua.

Водный туризм Украины
2002