|
Река Тунтсайоки и, после слияния с рекой Кутсайоки, Тумча (в дальнейшем просто Тумча) - великолепный катамаранный маршрут без изнуряющих протяжённых плёсов, где расстояния между порогами разумно дозированы. Здесь природа позаботилась о водниках и специально создала для них идеальную туристско-спортивную трассу. Красота порогов (в основном 3-4 к. с.) поражает и в сочетании с удобной заброской, загадочным великолепием северного края, ненаселёнкой, обилием ягод и грибов, возможностью порыбачить на Иовском водохранилище после завершения похода и регулярные рейсы катера от устья реки до г. Зареченска сделала из Тумчи один из самых модных за последние 10 лет маршрутов.
В целях значительной экономии денежных средств заброску от ж/д станции Кандалакша (и выброску к ней) необходимо осуществлять не на легковых авто (которая четверым пассажирам в обе стороны обойдётся в $87), а на автобусе или КУНГе (грузовик с будкой). Ж/д билеты (в т. ч. обратные) целесообразно, в тех же целях, купить заблаговременно. Всё вышеизложенное требует от руководителя чёткой проработки графика движения группы (с запасом времени) и заранее сделанных договорённостей с водителями и капитанами катеров в Кандалакше и Зареченске (адреса и телефоны см. далее).
Оптимальное плавсредство - любое спортивное (катамаран, каяк) или туристское надувное судно, имеющее малую осадку и значительную устойчивость (катамаран, ЛАС, рафт, ПСН). При планировании пересечения Иовского водохранилища собственными силами (от устья Тумчи до г. Зареченска - 40 км), необходимо ограничиться судами, имеющими большую скорость движения при преодолении водных акваторий против ветра. Такими судами остаются современные катамараны (лучше туристский, а не спортивный), скорость движения которых и устойчивость на курсе обеспечивают не менее 4 гребцов. Идеальным судном является двухместный катамаран с продольным расположением гребцов и байдарочными вёслами (спортивный кат-двойка, где гребцы работают однолопастными вёслами, слишком неустойчив на курсе, что при ветре и волне на плёсах буквально изматывает экипаж).
Номинальное количество участников - до 10, соотношение дети/взрослые - один к четырем, опыт - не менее 3 к. с., количество новичков - до 20%, дисциплина и соблюдение техники безопасности (спасжилеты и каски) - обязательны.
Со слов перевозчиков, каждый день на реку из Кандалакши, прибывает около пяти туристских групп (50 человек) и сверху (из Ковдора) сплавляется ещё парочка. Поэтому бань (каменок) на стоянках очень много, дров маловато, особенно между первым и вторым мостами в г.Алакуртти. Пила - желательна и желательно иметь запас времени для поиска стоянки.
Вода в реке прозрачная, коричневатого цвета, перед употреблением её кипятить не надо, а особо боязливым туристкам можно напомнить, что одна капля йода на кружку воды является абсолютным стерилизатором (см. "Советы туристу" в разделе сайта «Пямятка»).
Рыбы в реке мало (форель, мелкий хариус, окунь, щука и, говорят, кумжа) - к концу июля её всю вылавливают туристы, хотя рыбалка на Тумче запрещена - штраф 500 руб. за каждый "прут" и наблюдалось патрулирование инспекторов рыбнадзора. В Мурманске можно приобрести лицензию на вылов (читай ПРАВИЛА РЫБОЛОВСТВА В ВОДОЕМАХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ). Форель и хариус лучше всего клюют на червя и маленькую блесну. Щука, окунь и язь лучше всего ловятся на водохранилище, куда едут рыбаки со всей России, в т. ч. бывшие туристы-водники, которые когда-то прошли Тумчу.
К недостаткам маршрута можно отнести: малую протяжённость (60 км), что в сочетании с отдалённостью и стоимостью проезда требует или переноса начало маршрута выше по течению (заброска через г. Ковдор), или связки со второй рекой или другим маршрутом; очень низкий уровень воды в реке; перенасыщенность туристами и, как следствие, большие транспортные расходы (перевозчики дерут три шкуры), мусор на стоянках, плохую рыбалку. Недостатком является и пересадка с поезда на поезд (в Москве или Санкт-Петербурге).
Ответственность за грязь на стоянках несут руководители групп. Спортсменам-водникам, которые идут на реку ради "покатушек" на порогах, хорошо бы поучиться аккуратности у туристов-водников, которые ходят в походы ради общения с природой, как правило, не оставляют после себя "следов", из поколения в поколение приучены беречь окружающий их мир и не бросят на землю (и в реку), даже конфетной обёртки. Хотя, конечно, "случаи бывают разные…"
Район путешествия - Россия, юго-запад Мурманской области.
Маршрут - по реке Тунтсайоки от г. Алакуртти и по реке Тумча до Иовского водохранилища.
Вид туризма - водный.
Средства сплава - катамаран-двойка - 1 шт., катамараны-шестёрки - 2 шт., байдарки (Щука-3 - 1 шт., RZ-1 - 1 шт.).
Категория сложности (без учёта протяжённости) - 4 (для катамаранов) и 5 (для байдарок).
Время похода - с 09 по 14 августа 2003 года.
Продолжительность похода: чистого ходового времени - 6 дней, пешая часть (волок) - нет, движение против течения (бечёвник) - отсутствует, днёвки - не делали, радиальные выходы - отсутствуют, сплав - 6 дней.
Протяженность маршрута - 60 км.
Уровень воды в реке - низкий (уже третий год).
Количество участников похода - 16 (в т. ч. детей - 0).
Местонахождение отчёта (оригинала) - www.poezdnik.kiev.ua «Водный туризм Украины»
Бассейн реки Тумча расположен в юго-западной части Мурманской области (Россия), в заполярье, вблизи Финской границы. Местность представляет собой непроходимую тайгу с многочисленными невысокими сопками, озёрами, реками и ручьями. Грунта, как правило, нет; преобладают мхи и скала. По берегам реки Тумча и её притоков распространены смешанные еловые и лиственные (осина, берёза) леса.
Река Тумча имеет ширину на плёсах около 100 метров, между порогами течение слабое, встречаются мели. Дно реки каменистое (на плёсах иногда илистое), русло - мало извилистое, иногда заболоченное.
Лето прохладное, в отдельные годы жаркое и засушливое. Осадки выпадают в виде дождя, иногда с грозами.
Территория заселена слабо и неравномерно. Единственный в регионе городок Алакуртти - конечный пункт железнодорожной ветки, уже, практически, не действующей. Через Алакуртти проходит и автомобильная дорога в Финляндию, перед въездом в город стоит пограничный КПП, где производится паспортный контроль. Нашего Ярека - подданного республики Польша - мурыжили часа два, но тот факт, что бывший командир погранзаставы (А. А. Пушкин) и наш доблестный адмирал учились в одном "лицее", спасли группу от лишних затрат и международного конфликта.
Туристические возможности в районе Тумчи практически неисчерпаемы - в неё впадает ещё более "крутая" спортивная река - Кутсайоки, на которую в последние годы "все прут, как на парад", правда ходят слухи, что там в этом году на пороге Водопадный погибло 5 туристов-водников, причём один точно, а слухи о четырёх - непроверенны. На юго-востоке от Тумчи находится живописное Иовское водохранилище, которое само по себе является необъятным туристическим маршрутом.
Из Киева до Москвы целесообразно добираться на поезде № 90 "Жмеринка-Москва", где стоимость одного плацкартного места - 83.5 грн, а из Москвы до станции Кандалакша - на ближайшем по времени поезде № 182 "Москва-Мурманск", который отправляется в 19-28 по Московскому времени. Стоимость одного полного плацкартного билета до станции Кандалакша - 699 руб. То, что все ж/д билеты были куплены заблаговременно, было правильным решением, поскольку Россия летом (например 11.07 или 01.08) периодически поднимает цены (сезонное повышение).
Транспортировка рюкзаков в Москве с Киевского вокзала до Ленинградского (станция метро "Комсомольская", стоимость проезда в метро - 7 руб.) на микроавтобусе обходится в 700 руб. за машину. Этот бизнес в Москве захватили люди кавказской национальности. Из Москвы в Кандалакшу можно уехать еще и другими поездами - № 16 в 00-28 и № 112 в 01-17 (до 14. 07 - по четным, а с 14.07 - ежедневно). При отсутствии билетов на эти поезда из Москвы можно уехать Петрозаводским поездом в 18-??, а в Петрозаводске уже легко пересесть на любой поезд, идущий до Мурманска (из Питера, Минска, Симферополя и др.), в т. ч. и на 182.
Мы, например, добирались до Кандалакши со станции Чупа (после прохождения реки Кереть) утренней электричкой "Лоухи-Кандалакша", которая выходит из Чупы в 07-39. Стоимость - 42 руб. с человека, ехать - 3 часа. Кстати, рабочий поезд (два вагона) "Кандалакша-Ковдор" из Пинозера выходит в 08-30 (это для тех, кто начинает поход на Тумчу из Ковдора).
В Кандалакше был закуплен свежий хлеб и продукты на 6 дней. К слову сказать, что лучше всего сохраняется Бородинский хлеб, но любой требует ежедневной просушки от конденсата, собирающегося на п/э кульках.
Сто двадцать километров от станции Кандалакша до реки Тумча в Алакуртти (до первого моста)четыре жигулёнка (по 4 человека) преодолели за 3 часа и обошлись в 300 руб. с человека.
А можно было позвонить (прямо из купе по мобильному телефону) диспетчеру в Автоколонну и заказать автобус к приходу поезда (Адрес и телефоны автоколонны №1443: Мурманскавтотранс, АО, 184040, г. Кандалакша, ул. Полярная 19; Факс - 71500, Начальник, секретарь тел. 72000; зам. начальника тел. 71068; начальник колонны тел. 71020; Отдел эксплуатации тел. 71111; Бухгалтерия тел. 72012; Диспетчер тел. 71515). Или позвонить владельцу КУНГа (ЗИЛ-131) (берёт 25 чел) - Рыбалову Мише, тел. 3-2182 (через него можно и автобус заказать) или 8(81533)71593 - Николаю Фёдоровичу - доставка автобусом до Алакуртти и к чёрту на рога. Да и назад (из Зареченска до Кандалакши) можно было бы заказать транспорт. Глядишь, и сэкономили бы сотню баксов.
У первого (верхнего) авто моста в г. Алакуртти 09-го августа в лесу правого берега собрали байдарки и катамараны. Там встретили группу из Нижнего Новгорода, которая делала заброску на Тумчу через г. Ковдор. Они сообщили, что из Ковдора на шестую заставу проезд закрыт и частный водитель довёз их до реки "в неизвестную точку" и что рыбалка очень слабая. В 22-00 мы отчалили, поскольку в каком-то описании говорилось, что в черте города, где, кстати, очень красивая природа, воруют из палаток.
Порог Первенец (3 к. с.) - интересный, довольно длинный (400 м), скоростной, но в конце - мелковатый. За вторым мостом - плёс. Уйти далеко не удалось - косой (влево) слив Первенца пришлось обнести - слишком мало воды и, самое главное, все устали как голодные собаки - не хотелось проблем "на ночь глядя". Такое начало для суеверного человека не предвещало бы ничего хорошего, но мы - не какое-то там сборище суеверных людишек, а пять экипажей с железными нервами, пронзительным взглядом, потрясающей слаломной техникой, отточенными движениями и неустрашимым стремлением вперёд! Короче, следующий порог Падун мы в этот день тоже не прошли, а заночевали на правом берегу на территории воинской части в черте города. Утро было прекрасно - мы проснулись среди каких-то могил, рядом дымились, сливающиеся городские нечистоты. Но если без шуток - стоянка очень неплохая. И нас не обокрали.
Падун (3 к. с.) шумел рядом. Если первый порог был просто красив, то этот - величественно красив. С высоких скальных берегов (ширина реки - 100 м) в лучах утреннего солнца и дымке от брызг он смотрелся как сказочный - вода низвергалась с высоты около 2 м двумя пенными ступенчатыми сливами, огибая каменные острова посередине. Вообще, город Алакурти находится в экзотическом месте и недаром там снимали фильм "Граница". Воды было крайне мало и идти можно было только справа, что и сделали все экипажи, включая байдарки.
Пришло время петь оду нашим байдарочникам. Ни Щука-3 ни RZ-1 не годятся для прохождения порогов на Тумче, если не сказать большего, но обе байдарки прошли, как это ни странно, все пороги, правда обходя сливы с бочками. Только один раз (в пороге Красивом) Щука перевернулась, но это не успокоило её капитана Сашу Кравецкого (все пороги он проходил один, а жена со слезами на глазах и мешками в руках бежала по берегу). Надо отдать должное его мужеству, хотя именно он в день отъезда подложил мне в рюкзак кусок гусеницы от вездехода. Я, конечно, "отъехал" в Киеве когда распаковывал рюкзак. А в оправдание по "мылу" Саша написал, что злые люди нашептали ему - Украина, мол, задыхается от нехватки запчастей! Вот и получается, что хороший человек одновременно может быть такой сволочью!
На второй байдарке RZ-1 шёл наш Ярек из Гданьска. Его маленькая одноместная лодочка немецкого производства с деревянным каркасом предназначена для прогулок по озёрам. Я бы на ней даже по Днепру не пошёл, а он и Кереть прошёл, и Белое море и всю Тумчу, неизменно вызывая на каждом пороге аплодисменты. Профи, одним словом. Значит можно ходить на том, на чём нельзя!
За Падуном - плёс (2 км). Такое чередование плёсов и порогов будет теперь на всём протяжении реки. Следующий S-образный порожек находится за левым поворотом перед последним городским ж/б автомобильным мостом и проходится сходу по струе слева от острова. Вчера можно было начать маршрут от этого моста, который мы проезжали (стоянка, вроде, на левом берегу) и сэкономить один день. За мостом протяжённый плёс и за плёсом на правом повороте - живописный порог Водопадный. Чалиться для осмотра надо перед поворотом на правом берегу, где имеется обжитая стоянка и мощная тропа для обносов. Если бы мы начали от последнего моста, то ночевали бы, очевидно, здесь.
Порог Водопадный (3 к.с.) имеет протяжённость около 600 м. Первые 100 м - мелководный участок с камнями - идти лучше по левой широкой протоке. Затем реку, шириной около 80 м, перегораживает ступенька с красивым сливом (высотой - 1,5 м.) водопадного типа. Только в одном месте имеется "язык", по которому и надо "свалиться". Далее скоростной участок мимо правой скалы и резкий уход влево (прямо - мель) под самый берег - там левее островка - второй слив с резким поворотом вправо и далее по струе со слаломом. Вторая половина пути с правого берега просматривается плохо и надо ориентироваться по месту. За порогом длинный (10 км) плёс с песчаными мелями. Плёс когда-то пересекал железный мост, который упал и теперь представляет жалкое зрелище. Возле моста слева вроде было местечко для стоянки. Шли по плёсу долго (более двух часов) и, наконец, подошли к порогу (осмотр - слева), который слышен издалека и, почему-то, называется Кривой.
Порог Кривой (3-4 к. с.) - интересная полутораметровая ступенька, перегораживающая всю реку (ширина реки - 60 м), с которой срывается ревущий водопад. Порог красив, когда стоишь возле водопада. В правой части порога имеется более-менее пологое место, где можно продемонстрировать имеющуюся технику, но куда подойти на катамаране сложнее. Но мы и RZ-1, конечно подошли и мастерски прошли порог, кат-двойка, вторая шестёрка и Щука просто эффектно "спрыгнули" слева (чудные они какие-то…). Сразу за ступенькой слева - стоянка, далее несложный быстроток и на левом берегу на повороте реки - ещё одна. Но, поскольку все стоянки были заняты, мы опять ночевали в каком-то … Плёс за порогом - длинный и монотонный. Вдоль всего левого берега здесь идёт грунтовая дорога, по которой можно на лесовозах (мы их видели) выбраться в "цивилизацию". Перед очередным порогом Юрьев День слева стоит вагончик лесорубов. Второй ориентир - разрушенные опоры для моста, которые можно принять за природные. Осмотр порога - по левому берегу (осторожно, на тропе - колючая проволока).
Порог Юрьев День (2-3 к. с.) имеет протяжённость около 1 км и представляет собой мелководную зигзагообразную шиверу с беспорядочно разбросанными камнями по всему руслу, где необходимо продемонстрировать некоторую слаломную технику. Сложность представляет ступенька вначале порога, которую нужно преодолеть правее, возле камня, вовремя развернув катамаран влево и, с разворотом влево, съехать по водяной горке. Иначе - переворот. Очень интересный момент! Входить в порог надо по основному руслу, прижимаясь к правому берегу.
Порог Надежда (3 к. с.) находится в конце очередного плёса и имеет два слива - справа и слева живописного острова, с которого нужно сделать осмотр. Слева пройти можно, но мелковато и не так интересно. Справа - водопад (1.0 м), который разделён зубом - справа от зуба идти лучше (более пологий), но немного мешают обливные камни перед сливом, зацепившись за которые можно легко развернуться и лагом (боком) напороться на зуб. Этим путём благополучно прошли все и нам (самому перегруженному катамарану-шестёрке) ничего не оставалось, как, разогнавшись, пойти слева от зуба, а слева - вертикальный слив. Наш полёт навечно отпечатался в сознании зрителей. Сейчас, сидя за компьютером, я говорю всем: - Так делать нельзя! И вообще, я на эту реку больше не пойду - рыбы там нет. Кстати, где-то слева находится озеро, может быть там много рыбы? За островом находилась шивера (слалом), за которой слева обнаружилась отличная стоянка с баней и столом. Здесь мы зализали раны - поймали, засолили и съели единственного хариуса, запекли в фольге единственную щуку, объелись грибами и приняли сауну. Наши женщины в пеньюарах разносили по палаткам кофе и снимали стресс у задумчивых и впечатлительных мужчин-водников как могли…
Далее - красивый плёс, красивый остров с перекатикамм, опять плёс и очередной широкий порог - Март. Перед порогом справа - отличная стоянка со столом. Порог разделён на два русла каменистым островком. Правое - мелкое, идти надо левым, которое имеет косой (справа налево) заход, трек-быстроток с поворотом вправо и слева - плёсик. За ним опять высокий маленький остров и по его бокам - опять два русла - оба одинаково мелких. За порогом начинается самый живописный участочек реки - из основного русла периодически отделяются влево и сливаются в параллельное русло несколько проток в виде порожков (первый из которых - Кошмарики), образуя живописные скальные острова, поросшие лесом - таёжная Венеция. Идти удобно придерживаясь правого берега. В конце этого участка - последний поворот влево и порожек, в конце которого в малую воду надо перед обливным камнем уйти вправо.
Порог Красивый (Пикник на обочине)(4 к. с.) начинается в конце плёса, где справа имеется стоянка. До основного слива, перед которым нужно зачалиться в улове справа, можно спокойно по мелковатой шиверке пробираться сходу - это метров 100. Основной слив - мощный, узкий, скоростной с зубом справа, поэтому необходимо идти ближе к левой скале. Осмотр - по правому берегу. За порогом - скоростной участок 300 м и два очередных плёса (1.5 3 км).
Порог Вечерний Звон (2 к. с.), переходящий в порог Узкий (2-3 к. с.), в общей сложности представляет собой препятствие протяженностью около 500 м и очень интересен в смысле слалома. Ориентир - скала справа и островок посередине. Имеет два варианта вхождения в порог - справа и слева. Мы шли справа. Пришлось немного попотеть, выход под правой скалой. За порогом справа отличная стоянка со столом и очень живописный плёс (600 м). В конце плёса порожек-ступенька (сходу правее) и через плёсик (300 м) - порог Яма (осмотр с обоих берегов).
Порог Яма (4 к. с.),протяжённостью около 200 м, представляет собой скальное сужение русла до 10 м (!), со скоростным сливом (1,5 м) и мощной бочкой посередине. Маломерным судам надо обходить бочку слева, поскольку их она останавливает, разворачивает, затаскивает обратно, переворачивает, крутит в пене и затем выбрасывает. Такую картину с двумя каякерами, которые по очереди хотели потренироваться, мы наблюдали воочию, причём второй сопротивлялся перевороту секунд шесть. Оба каякера, ошалевших от вращения в бочке, не замечали спасательной верёвки ("морковки"), брошенной им, и их несло до плёса, где страховал второй. За порогом - живописный плёс (идти - 10 мин) и неплохие стоянки ( две справа и одна слева). Небольшая стоянка находится также до порога (слева). До следующего порога - 600 м плёса.
Порог Котёл (4 к. с.) в нашу малую воду представлял собой самое сложное препятствие с торчащими по всей длине острыми каменными зубами и перегородившее всю реку. В левой его части - рваный полукруглый (диаметром 10 м) слив двухметровой высоты с мощными бочками, действительно напоминающий кипящий котёл. Этот котёл и было то (единственное) место, где можно было "спрыгнуть" катамаранам; байдарки под аплодисменты (за порогом стояло около пяти групп) прошли порог справа по узкому "языку". Сложность при прохождении тяжёлых неразгруженных катамаранов заключалась в правильном заходе (чтобы не перевернуться) и использовании инерции (чтобы вырваться из бочки). Оба наши катамарана-шестёрки по очереди как киты ныряли в этот кипящий котёл и, медленно вынырнув, практически останавливались - бочка всё-таки "хватала" суда за корму и начинала их разворачивать. Хуже всего приходилось тому, кто сидел сзади слева - он попадал под падающую струю, которая буквально топила корму и смывала всё, что плохо сидит. Но, как обычно, спасла пара гребков обалдевшего экипажа, который, если на него орать, иногда гребёт. А на левом берегу ниже порога кипела жизнь целого палаточного городка - кто смотрел на прохождение Котла, кто обедал, кто парился в баньке и голый плюхался в реку возле катамаранов. У некоторых наших девушек от такой наглости начался истерический смех и мы поспешно ретировались. За порогом поворот направо и плёс (5 км - 1.5 часа пути), куда вливается правый приток - Кутсайоки. В конце плёса - шиверка и через 300 м - самый живописный на реке порог Карниз, перед которым слева - стоянка.
Порог Карниз (4 к. с.), от красоты которого мы буквально обалдели, в верхней своей части похож чем-то на Падун - два красивых пенных слива с безлесными островами посередине. Но на этом порог не заканчивается - после небольшого разлива с беспорядочно разбросанными камнями имеется ещё одна ступенька через всю реку и за ней скоростной каньончик. По прямой порог имеет протяжённость около 400 м, а путь по нему - около 600 м, т. е. это довольно слаломная трасса. Правый верхний слив, куда нужно заходить на катамаранах, имеет ширину около 20 м, причём его правая часть - водопад, где вода срывается с каменного карниза с высоты около 2 м. Идти нужно левее, прижимаясь к островку. Здесь поток подхватывает судно и сам несёт его влево, огибая остров. Необходимо только правильно (носом) войти в слив, более-менее пологий в этой левой части карниза. Струя здесь очень мощная, чего, к сожалению, издалека не видно и если "свалиться" лагом (боком), то катамаран может перевернуться. Такую картину с катамараном-четвёркой из Нижнего Новгорода мы наблюдали на следующий день (всё закончилось благополучно - их подстраховали спортсмены, которые стояли справа каньона). Спрыгнуть с самого карниза (чем и занимались наши любители острых ощущений на разгруженном катамаране-двойке) довольно проблематично - поток сносит судно влево. За порогом на левой скале (мысе) находится хорошая стоянка - с 10 м высоты открывается замечательный вид на весь порог. Особенно красиво утром. Далее плёс - 7 км.
Порожек Каньонный (виден издалека по скале слева и далее справа) и порог Змея разделены S-образным коротким участком и кроме змеинного слалома никакой опасности не представляют.
Последний порог Шляпа (3 к. с.) находится за поворотом влево, в живописном месте за плёсом (300 м). Посередине порога - остров со стоянкой, правая протока порога - шиверка (100 м). Левая представляет собой букву S, которая начинается мощным двойным сливом, бьющим в скалу, затем уходящим влево и, огибая островок, вправо. Инерционные суда могут, если не отрабатывать назад, удариться о скалу (не смертельно) и сесть в конце на мель. Шляпа - очень хорошее место для тренировок (длина порога не превышает 50 м), что и демонстрировали многочисленные группы в ожидании катера в Зареченск. Жаль только берега, превращённые этими группами в свалку мусора. Слухи, что на Шляпе нет стоянок - преувеличены, хоть и плохонькую, а найти можно. За порогом начинается Иовское водохранилище.
Из десяти групп, стоявших на пороге Шляпа, только одна пошла дальше, да и ту катер подобрал по пути - они дошли до островка, чтобы половить щуку. Подобрали мы и группу туристов-рыбаков, которые недельку конкретно ловили рыбу на острове с баней и т. д. Отсюда можно сделать вывод, что большинство групп (спортсмены) через водохранилище не идут, катер в сезон перегружен и за один рейс может взять с грузом только 50 человек. Этот кораблик из посёлка Зареченска, откуда надо в свою очередь добираться до Кандалакши, приходит к устью Тумчи и обратно не по расписанию, а "как скажет капитан" - Осипов Николай, телефон в Зареченске - (код Кандалакши) 6-0539; есть еще другой катер - капитан Назаров Александр, тел: 6-0585. Цены - 5 тыс. руб/рейс или 250 руб/чел за рейс "Тумча-Зареченск" в одну сторону. Эти капитаны договорённости выполняют и рано или поздно вывозят из устья Тумчи всех. И из Зареченска они могут забросить на любой остров. И всё-таки одна группа дошла до Зареченска своим ходом. На чём они шли - неизвестно.
Из Зареченска до Кандалакши мы добрались на четырёх легковушках (1250 руб/машина, 4 чел). Из Кандалакши до Москвы - на поезде № 133 (699 руб/чел. (плацк), который отправляется в 22-50, и прибывает в Москву через две ночи и один день в 04-11. На Москву поезда идут вечером, начиная с 16-00. Из Москвы в сторону Украины поезда уходят очень часто, особенно вечером. Удобен поезд № 41, который отправляется в 16-39, и прибывает в Киев на следующий день в 05-25.
В походе была применена система питания без раскладки, согласно которой каждый участник абсолютно автономно закупает, дежурит и транспортирует продукты питания, что дает ему возможность присоединяться к группе и отделяется от группы в любое время (как вагон к поезду). Информацию о системе питания «Поезд», «Меню одного дня похода» и список продуктов на любое количество дней можно найти в разделе «Пямятка» на сайте www.poezdnik.kiev.ua («Водный туризм Украины»)
Проезд по полному плацкартному билету из Киева на поезде № 30 "Жмеринка-Москва" - 83.5 грн. ($15.76), проезд на поезде № 182 "Москва-Мурманск" до станции Кандалакша - 699 руб. ($23.30), переезд на Жигулях от станции Кандалакши до г. Алакуртти (до реки Тумча) - 300 руб./чел. ($10.00), от устья Тумчи до Зареченска на катере - 250 руб/чел ($08.34), из Зареченска до Кандалакши на Жигулях - 315 руб./чел. ($10.50), проезд на поезде № 133 "Мурманск-Москва" от Кандалакши до Москвы - 699 руб. ($23.30), проезд на поезде № 41 "Москва-Киев" - 482 руб/чел (плацкарт)при курсе 30 руб/доллар. ($16.07), постель (4шт) - 140 руб ($4.67). Итого проезд - $111.94.
Питание (с ж/д дорогой)- ($15.5), продукты в Кандалакше на обратную дорогу в поезде - 140 руб ($4.67), аптека + туал. принадл. + фото и др. - ($18.87). Итого за питание и пр. - $39.04.
Всего за поход - $150.98, что говорит о довольно дорогостоящем одном дне сплава - $150,98 : 6 = $25.17 в день с человека.
Отчет сделан в августе 2003 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве - 4505910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»
Просьба присылать на сайт изменения и дополнения к устаревшим лоциям, а также свежие описания (отчёты) походов. Авторство и СПАСИБО - гарантированы.
|