|
Участники:
Экипаж первого катамарана-четвёрки (Киев):
Архиереев Алексей (archisha@mail.ru) - видеосъёмка,
Баталин Егор (Киев) (vim@kiev.web.com.ua) - общее руководство, капитан катамарана, рыбалка,
Баталина Маша (Киев) (masha@mandarinka.com.ua) - охрана продуктов (завхоз), фотосъёмка,
Ермолов Андрей - подводная охота.
Экипаж первого катамарана-двойки (Киев):
Алмазов Сергей (almazik@ukr.net) - капитан катамарана, подводная фотосъёмка, спутниковое ориентирование, бухгалтерия,
Карлюченко Алексей (alexee@inet.ua) - дневник похода.
Экипаж второго катамарана-двойки (Черкассы):
Кононенко Андрей - фотосъемка,
Соболев Валентин - капитан катамарана.
Экипаж второго катамарана-четвёрки (Киев):
Бодня Виктор - фотосъемка,
Николаева Елена или Никиша (Киев) (nikisha@ukr.net) - гитара, спутниковое ориентирование, фотосъёмка,
Селищев Павел (selyshchev@mail.univ.kiev.ua) - дневник похода, фотосъемка,
Умнов Андрей - капитан катамарана.
1. Справочные данные о путешествии.
Район путешествия Азия, Восточная Сибирь, Прибайкалье, горный массив - Западный Саян; Российская федерация, республика Тыва (Тува); тайга.
Маршрут Киев - Москва - Иркутск (по ж/д и на самолёте) - пос.Орлик (автотранспортом - УАЗ «буханка») - подъезд вверх по реке Сенца к летнику (автотранспортом - ЗИЛ-131) - волок в две ходки через перевал Монгол-Дабан (Чойган-Дабан) к источникам Чойган - р. Изиг-Суг (сплав)- р. Хамсара (сплав и пеший радиальный выход в верховья притока Кижи-Хем) - р. Бий-Хем (сплав до поселка Ырбан) - р. Бий-Хем (на водомёте «Заря» до г.Кызыл) - Абакан (на автобусе) - Красноярск (на автобусе) с посещением заповедника «Красноярские столбы» - Москва (по ж/д) - Киев (по ж/д).
Вид туризма водный.
Средства сплава катамаран-четвёрка - 2 шт., катамаран-двойка - 2 шт.
Категория сложности шестая по протяженности и продолжительности (согласно Нормативов водных (на гребных судах и плотах) походов из «Перечня классифицированных туристских маршрутов на 1989 - 1992 годы», утверждённого Центральным советом СССР по туризму и экскурсиям).
Время похода с 16 июля (выезд из Киева) по 22 августа (приезд в Киев) 2007 года.
Продолжительность похода 38 дней, в т. ч.:
- заброска (9 дней) и выброска (8 дней) - 17 дней;
- активная часть - 18 дней, в т. ч.: сплав 10 дней, пешая часть 8 дней (волок через перевал - 2 дня, радиальный выход 6 дней,);
- днёвки 3 шт. (верфь катамаранов - 2 дня, радиалка - 1 день).
Протяженность маршрута ??? км., в т. ч. сплав (???), бечевник (?), волоки (9 км через перевал + 15 км обнос 30 июля + ???) - км., пешие радиальные выходы (30х2) - 60км.
Уровень воды в реках низкий.
Количество участников похода 12 (в т. ч. женщин 2, детей - 0).
Техническая оснащенность группы: прибор спутникового ориентирования GPS map 60 CS GARMIN - 2 шт; рация "Воки-Токи" - ? пара.
2. Сведения о районе путешествия2.1. Общая характеристика территории Тувы (текст этого раздела находится по адресу www.poezdnik.kiev.ua/reki_rus/tuva/stepan.html).
2.2. Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе Западного Саяна огромны - все реки и их связки являются прекрасными водными туристскими маршрутами. Забрасываться к истокам рек Северо-восточного нагорья Тувы, удобно с востока из Бурятии - от пос.Шаснур и Орлик через Саянский хребет, разделяющий горный массив Восточных Саян на басейны Енисея и Ангары и отделяющий республику Бурятия и Иркутскую область от республики Тыва (Тува). Центральное место Северо-восточного нагорья занимает горный массив (хребет) Чарм-Тайга, откуда берут начало: Кок-Хем (исток Бий-Хема), Изиг-Суг (левый исток Хамсары), Соруг, Чойган-Хем (притоки Хамсары), Кара-Хем (приток Соруга), Белин (приток Кызыл-Хема) и Сенца и Тисса (притоки Оки). Настоящей изюминкой для туристов при заброске к вышеперечисленным рекам являются 35 минеральных и термальных источников природной водолечебницы Чойган. Популярные у туристов и местного населения рукотворные ванны с радоном, нарзаном и сероводородом охраняются смотрителем - бурятом Сергеем, который живёт в отдельном домике.
3. Техническое описание маршрута
Из Украины в Иркутск поездом удобнее всего добираться через Москву. Из Москвы поезд «Москва-Хабаровск» отправляется в 00-30 с Ярославского вокзала, а прибывает в Иркутск на пятый день ориентировочно в 20-00.
Время отправления любого поезда по Украине можно узнать на сервере http://uz.gov.ua «УКРЗАЛІЗНИЦІ».
Расписание движения поездов по железным дорогам Российской федерации можно узнать на www.rzd.ru/e3/index.php - «Российские Железные Дороги»
Часть группы (8 чел.) из Москвы до Иркутска летела самолётом, причём два человека (из города Черкассы) отдельно от киевлян. Смета расходов и стоимость билетов приведены ниже (в разделе 5).
В Иркутске были осмотрены сл. достопримечательности: река Ангара, памятник Александру ІІІ, театр, деревянные частные дома в стиле провинциального классицизма, вечный огонь, церкви, костел.
На следующий день (где ночевали?) к группе присоединились восемь членов команды, которые прилетели в Иркутск самолётом и подъехал на УАЗе проводник Николай Шултенович. На этой «буханке» (УАЗ) группа с грузом была «заброшена» в посёлок Орлик, где и заночевала у проводника. Время в пути от Иркутска до Орлика - 14 часов.
Утром из посёлка выехали в 11-00 на более крутом вездеходе - ЗИЛ 131, который забросил группу с грузом к т. н. летнику (изба, баня, гараж), куда приехали затемно. Там уже ждали лошади с проводниками.
Информацию о проводнике Николае Шултеновиче, зарабатывающем на забросках в районе Орлика можно узнать у Баталина Егора (Киев) (vim@kiev.web.com.ua).
На следующее утро проводники, воспользовавшись ситуацией (поводом послужил сверх договорной груз), увеличили в очередной раз цену за дальнейшую заброску лошадьми до Белина (приток Кызыл-Хема). В результате продолжительных и эмоциональных переговоров группа отказалась от дальнейших услуг проводников и, оставив им (в качестве мести) часть груза, решила продолжить заброску пешком в две ходки через перевал Монгол-Дабан (Чойган-Дабан) к источникам Чойган и далее двигаться по запасному маршруту, а именно - сплавляться по рекам Изиг-Суг и Хамсара до поселка Ырбан. На пешую заброску к минеральным источникам Чойган ушло два дня. Ещё один день потратили на приём ванн, разведку реки Изиг-Суг (которая показала, что река в верховьях непроходима), заброску по берегу части груза вниз по течению (около 7 км) в лагерь и сборку катамаранов-двоек, которые должны были некоторое расстояние проводиться с частью груза.
Утром (26.07) спустили катамараны-двойки на воду в 4-5 км ниже источников и, нагрузив их, начали проводить до лагеря, но катамараны не дошли 3 км - помешали завалы, которые разведка не заметила. Груз опять пришлось тащить по берегу, но к ночи все таки все собрались в лагере, куда ранее были заброшены остальные вещи.
Следующие два дня (27-28.07) ушли на дальнейшую разведку реки, верфь катамаранов-четвёрок, которые были спущены на воду 28.07 в 16-00 и начало сплава.
28 июля (суббота) - ясно, солнечно, жарко. Подъем в 7-00. Сборка катамаранов. Выход в 16.00. Сначала все катамараны проводились. Преодолели 4 обноса (80 м, 10 м, 30 м, перетащили через бревно). Алмаз и Карлуша (К1) прошли без потерь и ошибок. При развороте К2 (Черкассы) - выпал Андрей. К3 - неудачно прошел под наклонным бревном, в результате чего задний левый гребец (Никиша) был вдавлен под баллоны, а второй (Андрей Умнов) совершил кульбит над бревном. При прохождении вблизи бревна флагманского катамарана (далее - КФл), внезапно бревно надвинулось на заднего левого гребца (адм. Егор). Гребец был вынужден упершись в бревно ногами сделать задний кувырок. Прошли 500 метровую шиверу. Обнаружили избу по правому берегу, золотой корень, медвежьи следы на песчаной косе. Остановились на ночь на левом высоком берегу на правом повороте реки. Вечером - зарницы, ночью - дождь. Прошли 16 км.
29 июля (воскресенье) - ясно, солнечно Подъем в 7.00. Старт в 12.00. К1, К2, К3 ушли вперед, КФл поотстал: подводная охота принесла 13 хариусов. Стайки хариуса (5-15 шт., 30-40 см) прекрасно просматриваются как с катамарана, так и с берега. Встречаются периодически. Река приняла более быстрый, шиверистый, сложный вид. Один порог проходили с предварительным просмотром (К3 сел на камни корпусом поперек струи, КФл 2 раза сел на камни). В 16.00 организовали перекус (уха из хариуса и грибы) Ушли в 18.00. Сплошные шиверы, воды много. Встали на ночь на большой поляне, обнаружили потерю стержней для печки. Отправили Витю и Алмаза назад на предыдущую стоянку. Безуспешно. Медвежьи следы, травма ноги.
30 июля (понедельник) - пасмурно, туман, дождь, тепло. Подъем в 7.00. Ермолов и Карлуша ушли за стержнями, (но, увы, протока оказалась непроходимой). После завтрака делаем сидушки. Дождь. Река сначала спокойная, затем вновь шиверы. Сделали один обнос (15 км, просека была уже прорублена). Перед озером река стала вновь спокойна. Правый приток. Озеро. К вечеру похолодало, дождь. Все замерзли: Карлуша и Андрей Умнов - без гидры. Стоянок до озера ни справа, ни слева не было. Встали сразу у входа в озеро, справа. 100 м дальше, за мыском стояли ребята-депутаты из Братска. Вечером они зашли (втроем) к нам в гости, принесли 1,75-литровый штоф нашего Немирова. Говорили о сплаве, рыбалке, охоте. О растительности: До перевала к Джойгану - ель, лиственница, ольха, разнотравье, жимолость, смородина. На перевале ярко-синие, диаметром до 10 см аквилегии, ярко-оранжевые, диаметром 5 см цветы неизвестной нам породы, рододендроны. Урочище Джойган - лиственница, кедр, ель, много ягод жимолости. Всюду - Иван-чай. Вверху - береза. Бадан, Курильский чай, багульник, голубика, брусника. Встретили золотой корень.
31 июля (вторник) - до обеда - дождь, пасмурно. После обеда - без осадков. К вечеру - солнце, тепло Подъем в 9.00. Завтрак, сборы. Ермолов на моторке сибиряков уехал на подводную охоту. К1, К2, К3 вышли приблизительно в 12.00, прошли 2 км до мыса с баней (по правому берегу). Где-то через 1-1,5 часа подошел КФл, который зашел к сибирякам, чтобы захватить крепко угостившегося Ермолова. Обед. Обсуждали варианты ухода. Топили баню. Ловили рыбу. Баня. Ужин.
1 августа (среда) - утром пасмурно, днем солнечно Озеро Устю-Дзэрлинг-Холь прошли с попутным ветром за 2 часа. В протоку, связывающую два озера впадает река Додот. Сделали пеший выход вверх по течению р. Додот к водопаду (3 часа туда-обратно), куда ведет тропа. После перекуса копчеными окунями, пошли по второму озеру Алды-Дзерлинг-Хольи и прошли его за 2 часа.
У выхода из озера Алды-Дзерлинг-Холь на левом берегу - монастырь: настоятель - отец Виктор, все из Самарской области. Поговорили, попили чаю. Ниже монастыря в 30 минутах сплава встретили медведя и напугали до смерти: выгнали на берег и гнали в меру сил (Егор, Андрей Ермолов и Маша). Встали на высоком правом берегу (мыс перед заливом). Здесь уже до нас кто-то стоял (кострище, мусор) вдоль берега хорошо нахоженная тропа. В заводи и на реке ловили рыбу. В сети - сиг, ленок. Спиннингом - щука, ленок.
2 августа (четверг) - солнце. Подъем в 7.00. Выход - 11.00 Через 3 часа, пройдя несколько шивер, подошли к шивере, ведущей в порог. На предыдущем пороге появились скальные выходы. Шивера, ведущая в Хамсаринский водопад, начинается резким левым поворотом, берега становятся выше и обрываются вертикальными скальными выходами. После поворота река течет в прямом скальном каньоне, стоячие валы, струи. Река - одна мощная и быстрая струя, чалка затруднительна. Зачалились перед поворотом справа. Хорошо набитая тропа, выходы к обрыву. Тропа (дорога) для обноса тоже справа прямо перед порогом. Зачалиться можно в 15 метрах от порога (почти стоячая вода шириной 1,5 м.) Обнесли. Перекусили. Приблизительно в 18.00 ушли. Шиверы, валы, быстрая вода. Встали в 20.30 - оборудованная стоянка. Прошли 34,5 км. Время движения 3.45 часа. Максимальная скорость течения - 18,8 км/ч, средняя скорость движения - 10 км/ч.
3 августа (пятница) - солнечно. Река быстрая, полноводная, мощная. Редкие шиверы. Горы отступили, лишь отдельные сопки и утесы местами подступают к руслу. Справа поселок Чазылар, к которому река, делая петлю, возвращается. Перекус с 14.30 до 16.10. Приблизительно через час после перекуса прошли пару шивер с высокими валами до правого притока и пару после (обозначены на карте). Встречались разливы с меньшей скоростью течения. Склоны поросли травой. Около 20.00 - 21.00 спугнули медведя на склоне правого берега. Встали в 22.00 у нежилых построек (развалины, реально). Вдоль правого берега продолжает идти вал (разумеется, прерываясь) с тропой. Встречали: цапель (часто), уток, хищных птиц, гусей, медведя. Пройдено 70,9 км. Средняя скорость движения - 8,2 км/ч, максимальная скорость - 16,8 км/ч.
4 августа (шаббат) - утром туман. Подъем неспешен. Завхоз в печали и несколько напряжен. После завтрака поздравили девушек с 8 марта (такой прикол-традиция).
Пройдя 20 км по Хамсаре (средняя скорость 9,4 км/ч), подошли к устью Кижи-Хема (правый приток Хамсары). Разделились на две группы - катамараны К2 и К3, экипажи которых спешили на самолёт, продолжили сплав до посёлка Ырбан, где и закончили маршрут. Наша группа из шести человек (Егор Баталин, Маша Баталина, Андрей Ермолов, Сергей Алмазов, Лёша Карлюченко, Лена Николаева) решила немного подняться по Кижи-Хему бечевником и затем, спрятав катамараны, пешком пройти вверх вдоль Кижи-Хема и обратно.
5 августа (воскресенье). Подъем в 8.30 Спрятали в тайге два катамарана и продукты, чтобы далее идти пешком. Взяли с собой минимум груза. Пробил утром ногу деревянным сучком после того, как зарисовался, перейдя реку по бревну. Планируем пройти 80 км, порыбачить и вернуться через 9 дней. Не знаю, смогу ли я это сделать - беспокит рана. С утра на выходе из лагеря нашел восьмиотростковый рог лося. Вечером, после ходьбы по звериным тропам, все очень устали. Рюкзаки - по 20 кг. Тропы к зимовью в верховьях реки не оказалось. Разбили лагерь на высоком очень красивом берегу. Готовим ужин. По прямой прошли 5 км, средняя скорость 3 км/ч. ЦУ: Надо обзавестись горными гортексовскими кроссовками с толстой неразбиваемой подошвой.
6 августа (понедельник). Прошли 14 км (по прямой - 10 км). Средняя скорость 3 км/ч. Время движения 4 ч. 40 мин. На высоких берегах было много завалов. Последние 2 километра пробирались по карликовой березе и ивняку. Потом вышли на берег, шли по камням. ЦУ: Лучше больше отдыхать с небольшими перекусами. От большой усталости на опасных участках ноги расслабляются, можно получить опасную травму. Сюрприз Алёши - пять шоколадок - был самым лучшим.
7 августа (вторник). Шли по тропе. Встретили двух кабанов. Потом ещё двух. Неплохая тропа, протоптанная кабанами. Около горного озера нашли рог изюбра. Там же были видны зимние лёжки оленей (следы на ягеле от тел). Прошли 12,5 км. Время движения 4 ч. 15 мин. Средняя скорость 2,9 км/ч. ЦУ: На тропах радиалок можно ставить силки на кабанов.
8 августа (среда). Пройдя 25 км за 2,5 дня при отсутствии троп, через труднопроходимые завалы, вызванные недавним юго-восточным ураганом, мы сделали восхождение на ближайшую гору. Вышли на скалу с живописным видом на реку и тайгу. На самой скале много смородины, маслин, шиповника, барбариса, рябины, брусники (очевидно, семена принесли птицы). ЦУ: Верёвки для сушки белья и всякой мелочи должны быть жёлтого цвета, для того, чтобы не терялись и не забывались на стоянках.
9 августа (четверг). Днёвка с рыбалкой (в реке много двухкилограммовых ленков). Никиша, загорая на камне обнаженной, наблюдала за крупным медведем. У меня согнулся наконечник гарпуна.
10 августа (пятница). Ушли из верховьев. По берегу идти гораздо удобнее, чем по верху, по завалам. Подходя к нижнему зимовью почувствовали запах дыма. Кто-то даже услышал лай собак. Встречаться с людьми совсем не хотелось. Развили целую теорию, как их обойти. Оказалось, что это на нашей стоянке обширный пожар. Тушили 2 часа. Таскали гермами воду. Помог ветер, развернувшийся к реке. Ночью пошел дождь. Прошли 13 км. Время движения - 3 ч. 45 мин. Средняя скорость 3,4 км/ч. ЦУ: Покидая стоянку, необходимо следить, хорошо ли затушен костер. Лучше разводить подальше от корней деревьев.
11 августа (суббота). Ночью был кратковременный ливень. На место пожара не возвращались, но с места стоянки было видно, что дымить стало значительно меньше. Очень бодрит и поднимает тонус купание. Днём палящее солнце не дает идти с рюкзаком. В такие дни надо устраивать сиесты. Видели большого глухаря на высоком берегу реки. Вечером пели песни под гитару.
12 августа (воскресенье) Утром приятная прохлада. Солнышко. Видел соболя. Ночью много крутился. Часто немеют ноги и руки. Надо будет узнать, к чему бы это. После палящего солнечного дня ночью часто слышал перемещение дичи. Иду купаться перед завтраком. Маша жарит оладьи с кремом (секрет крема в пакетиках раскрыт) - такие вещи в походе очень воодушевляют. К стрелке пошли по более удобной верхней тропе. На подходе к стрелке набрали голубики на кисель. На берегу обнаружили стоянку. Над стоянкой нас "обхрюкал" олень. Там же лежали два оленьих черепа со спиленными рогами. К спрятанному катамарану медведи не подобрались. Несмотря ни на что, уровень воды упал на 1 метр. Быстро собрались. В 18.18 вышли на катамаранах. Пройдя 11,5 км, вышли под дождём к меловой скале. Средняя скорость - 5,7 км/ч. ЦУ: Тент надо ставить карнизом под ветер, чтобы дым от костра не попадал под тент.
13 августа (понедельник) Каменная река Курумник. Набрели на бобровый залив. Поймали 15 кг щук. Рыбалка отняла 2,5 часа. Очень пригодилась подсака, воблер для 70 см глубины. Спиннинг с блёснами для местных водоёмов - лучшая технология. На противоположном берегу видели крупную косулю. Поздно вечером подошли к зимовью с баней. Объелись жаренной рыбой. Банились. Прошли 24,5 км. Средняя скорость - 6,6 км/ч. ЦУ: По таким щучьим рекам нужен спиннинг, маловодный воблер, подсаки. Для жарки рыбы пригодится противень.
14 августа (вторник) Прошли по хорошему течению. Пересаживались с Машей на двойку. На перекусе варили уху из щучьих голов и хвостов, бросили крупной соли больше, чем следовало - пересолили. Видели на противоположном берегу тувинцев - стали часто встречаться лодки и рыбаки. Встретили подозрительных ребят (видимо браконьеры). При наличии спиннингов, они утверждали, что не рыбачат, а охраняют рыбу. Кем бы они ни были, но они видели нашу первую команду. Спешим добраться до Бий-Хема и поселка Ырбан. Оттуда через день до Кызыла ходит катер-водомет «Заря». Шли долго и в темноте сквозь клочья тумана и корчи деревьев, иногда освещаемых Лёшкиным налобным фонариком. Поздно ночью нашли нужный залив и без ужина легли спать. Прошли 84 км, средняя скорость 8 км/ч. Время в движении 10 ч. 30 мин.
Выброска (отъезд с маршрута).
15 августа (среда) Проснулись в 5.00, чтобы успеть на пассажирский водомёт «Заря». Слажено собрали катамараны и вовремя успели на посадку. Большинство шмоток привязали на крыше. За них после приезда с нас стянули по 6 руб./кг. Провоз багажа на «Заре» обошелся в 200 грн. На полпути к Кызылу пейзаж изменился на горно-степной. В Кызыле на причале тувинские ФСБ-шники проверили у нас документы. Оказалось, что у причала находится знак Центра Азии, где как раз во время нашего приезда был Путин и принц Монако. В Туве праздновали День республики. Нас спутали с англичанами или американцами. Симпатичные тувинки поздравляли нас с праздником. На автовокзале мы сушили «шкуры» от катамаранов. Сели на автобус до Абакана. Начались рериховсике пейзажи. ЦУ: Следя за временем и действуя слажено, можно очень быстро передвигаться. Один рюкзак на человека - лучший вариант не маячить своим майном.
16 августа (четверг) Рано утром проснулись перед выходом в Абакане. Пересели на Красноярский автобус и через Хакассию прибыли в Красноярск. В автобусе очень некомфортно. Хакассия - безлесная, холмистая, очень каменная. На подъезде к Красноярску опять началась тайга. Меньше лиственницы, больше сосны. В Красноярске возле автовокзала договорились с бабулей из частного сектора, оставили часть вещей у неё. Сами поехали в заповедник «Красноярские столбы». Не доходя до него 500 метров (обнаружилось это только утром), разбили лагерь. Спать легли опять без ужина.
17 августа (четверг) Утром быстро собрались и пройдя оставшиеся 500 метров оказались у КПП заповедника «Красноярские столбы». Из проезжавшего мимо грузовика симпатичная экскурсоводша сказала, что рюки можно оставить в Визит-центре и идти налегке, что мы и сделали. Поднявшись на первые 5 км, мы окончательно обессилили. Была плохая сырая погода. Посетили три столба. На один задрались и сняли туманную панораму. Егор тем временем, взяв рацию убежал за билетами. Мы вернулись вниз гонять чаи. Через час решили идти в Красноярский зоопарк «Роев ручей». Там были и рыси, и медведи, и даже снежный барс. Вечером вернулись в Визит-центр. Разожгли камин и шикарно посидели под гитару и спиртовую настойку.
18 августа (пятница) Утром посушили внутренние баллоны от катамаранов, ещё раз перепаковались и поехали на автовокзал. Забрали у бабули вещи и вовремя заперлись в поезд Красноярск - Москва. Щучий харч съели под вечер. Ночью вышли в Новосибирске.
21 августа (понедельник) В 4.40 прибыли в Москву. Как всегда - беготня с вокзала на вокзал с рюкзаками. Поезд Москва-Киев чуть ли не в 21.20. Буду себя чем-то занимать. Целый день гонял чаи и глазел на девок.
Ребята, которые сошли с маршрута раньше, добирались до Киева разными путями - одни улетели самолётом, а другие поездом через Абакан (а не через Красноярск).
4. Продукты и рацион питания
В этом путешествии у нас был завхоз, который совместно с командиром разработал рацион, закупил продукты для сублиматов, приготовил их и распределил закупку и транспортировку остальных продуктов по членам группы. Часть продуктов пришлось в московском аэропорту экстренно съесть, распихать по карманам и оставить, поскольку наблюдалось некоторое превышение веса багажа. Часть продуктов пришлось, как говорилось выше, оставить в пос.Орлик. К концу маршрута все члены группы стали стройными, лёгкими и изящными, но и завхоз остался жив. Слава хариусу, ленку, окуню и щуке!
5. Смета похода (предоставлена Алмазовым Сергеем (almazik@ukr.net); курс - 5 грн/дол, 25,25 руб/дол:
ОБЩИЕ РАСХОДЫ:
Питание - 3719грн
Оборудование: черпак + тент из силиконовой ткани - 455грн
Спирт - 60грн (не помню, почему так мало :) )
Батарейки - 45грн
Аптечка - 188грн
Аэрозоль от клещей - 60грн
Регистрация маршрутной книжки - 34грн.
Противоклещевые таблетки (йодантипирин) - 2420руб
Продукты в Иркутске - 1092руб
2 телеграммы - 196руб (в начале и конце похода)
Стоимость омуля, которого купили в Иркутске - 180руб
РАСХОДЫ ПРИ ЗАБРОСКЕ САМОЛЕТОМ (6 человек из Киева):
Проезд на метро в Москве - 150руб
Проезд на экспрессе до аэропорта Домодедово - 900руб (дорого, если б знали заранее, надо было ехать другим транспортом, уже не помню каким)
Авиабилеты Москва-Иркутск (6шт. по 1071грн, авиакомпания С7 (бывш. Сибирь)) - 6426грн
Маршрутка от аэропорта до ж/д вокзала (г.Иркутск) - 200руб
РАСХОДЫ ПРИ ЗАБРОСКЕ ПОЕЗДОМ (4 человека из Киева):
Билеты на поезд Киев-Москва (покупались на 10чел. по 170грн) - 1700грн
Проезд Москва-Иркутск - 561 грн 00 коп (эта цифра предоставлена Селищевым Павлом)
Стоимость доставки основного груза в Иркутск (из Киева через Москву и делилась на всех) - 1982руб
Багажные билеты - 78грн
ОБЩАЯ ЗАБРОСКА (12 чел):
Заброска на УАЗе (г.Иркутск - пос. Орлик) - 15000руб
Ночевка в доме Шултеновича (пос. Орлик) - 500руб
Заброска на автомобиле Урал-131 (пос. Орлик - перевал Чойган-Донтан) - 12000 руб
ВЫБРОСКА (6 человек):
Стоимость билетов на водомёте Заря (пос.Ырбан - г.Кызыл, 6шт. по 985руб) - 5910руб
Багаж на Заре (по весу, кажется 6руб/кг, может Егор лучше помнит) - 930руб (часть груза мы обнесли мимо весов)
Еда в Кызыле - 516руб
Переброска вещей (причал - автостанция, г.Кызыл) - 150руб
Билеты на автобус (г.Кызыл-г.Красноярск, 6шт. по 1045руб) - 6270руб
Билеты на поезд (Красноярск - Москва - Киев) не знаю
Авиабилет Красноярск-Киев - 13140руб (около 11000руб, если пассажир младше 25 лет). Было выгоднее лететь прямо на Киев, потому что на Москву остались билеты только по 16000руб
НА ЧЕЛОВЕКА:
Питание (3719грн) - по 334.81грн для тех, кто был дольше, и по 275.04 для тех, кто выбрасывался раньше
Остальные общие расходы в гривнах делились на всех - по 76.67 грн на человека
Общие расходы и общая заброска в рублях делились на всех - 2779 руб. на человека
Остальные расходы рассчитывались по каждому человеку отдельно
Итак, подытожим расходы участника, который был на маршруте дольше и ехал поездом туда и обратно:
Питание - 334.81грн ($66.97)
Билеты на поезд Киев-Москва - 170грн
Проезд Москва-Иркутск - 561.00грн (цифры предоставлены Селищевым Павлом)
Общие расходы с багажными билетами (туда) в гривнах - по 76.67 грн
Общие расходы и общая заброска (в т. ч. провоз багажа поездом до Иркутска) в рублях - 2779 руб.
Выброска до Красноярска - 2296 руб
Проезд Абакан - Москва 600 грн (цифры предоставлены Селищевым Павлом - других нет)
Проезд Красноярск-Москва - 2418.30 руб. (цифры предоставлены Никишей; в расчёте не учтены)
Проезд Москва-Киев - 160 грн (цифры предоставлены Селищевым Павлом)
Итого: 1902.48 грн ($380.50) + 5075 руб ($200.99) = $581.49, в т. ч. питание - $66.97.
и расходы участника, который закончил маршрут раньше и летел туда и обратно самолётом:
Питание - 275.04грн ($55.01)
Билеты на поезд Киев-Москва - 170грн
Авиабилеты Москва-Иркутск - 1071грн,
РАСХОДЫ ПРИ ЗАБРОСКЕ САМОЛЕТОМ - 150+900+200/6= 208.34руб
Общие расходы с багажными билетами (туда) в гривнах - по 76.67 грн
Общие расходы и общая заброска (в т. ч. багаж поездом до Иркутска) в рублях - 2779 руб.
Выброска до Красноярска - 2296 руб
Авиабилет Красноярск-Киев - 13140руб.
Итого: 1592.71 грн ($318.55) + 18423.34 руб ($729.64) = $1048.19, в т. ч. питание - $55.01.
Для сравнения с походом в 2002 году - Итого - $200.00, в т. ч. питание - $21,6. Активная часть похода длилась 18 дней.
Для сравнения с походом в 2005 году - Итого - $324.33, в т. ч. питание - $68.00.
Для сравнения с походом в 2006 году - Итого - $340.00, в т. ч. питание - $59.53.
6. Выводы и рекомендации.
Маршрут подходит туристам, которые хорошо подготовлены физически и не боятся холода, голода, сырости и гнуса. Опыт - прохождение порогов второй-четвертой категории сложности на байдарках и третьей на катамаранах. При высоком уровне воды пороги становятся более опасными.
Группам, которые пойдут этим маршрутом, рекомендуется уделить внимание уменьшению веса рюкзаков и снаряжения, особенно на участке бечёвник-волок. Значительно облегчают рюкзаки сублимированные (обезвоженные) продукты (в Киеве можно заказать), палатки и спальники из современных лёгких синтетических материалов, продуманные наборы врача, ремонтника, рыбаков и кино-фото операторов (цифровая техника значительно легче "зенитов"), монобаллоны (без резиновых баллонов, которые вкладываются в наружные) для катамарана, посуда из алюминия, котлы из титана и др. Алкоголь лучше не брать (далее шутки будут появляться без предупреждения).
Особое внимание необходимо уделить распорядку дня, дисциплине, планированию стоянок и особенно длительности похода. Без этих мероприятий происходит накопление психологической и физической усталости и, в конечном итоге, теряется смысл всего мероприятия.
Оптимальным плавсредством на маршруте является любая туристская байдарка с оболочкой из ПВХ и катамаран.
Лучшее время для путешествия - август, когда днем ещё тепло, а ночью уже прохладно (гнус гибнет от заморозков).
Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах, относительно стоянок, поскольку хороших стоянок на некоторых участках (заболоченных), практически, нет. Самая лучшая стоянка - там, где нет гнуса, т. е. на хорошо продуваемом месте (например, на галечной косе, хотя это опасно при паводках). Самая худшая стоянка - в траве на болотах.
Для быстрого нахождения рекомендуемых стоянок, мест слияния рек, точек начала и конца волока, точного определения пройденного километража, скорости движения, местонахождения изб и др. рекомендуется в этом походе использовать прибор глобального спутникового ориентирования (GPS), который размером с мобильный телефон, и на экране которого всегда имеется карта местности, а на ней точка нахождения группы. Это местонахождение круглосуточно определяют несколько (до 6 шт.) американских спутников, которые беспрерывно посылают сигналы на GPS. Карта местности, по которой проходит маршрут загружается в прибор перед походом и, поскольку она, как правило, устаревшая (Генштаб, 1971 г), корректируется на маршруте. Расхождение месторасположения нашей группы на приборе и в реальности составляло всего 20 м (копию карты для GPS можно приобрести в Киеве).
Для связи с базовым лагерем при разведке местности, радиальных выходах, разделении группы и др. не помешает пара портативных раций с радиусом действия до 5 км.
Карты Генштаба СССР в М 1:100 000 (1 см = 1 км) можно скачать по адресу http://mapy.mk.cvut.cz/data/Rusko-Russia/... (устаревшая информация).
Дров в поймах рек хватает, но пила-цепь не помешает. Основной проблемой при разжигании костра является безостановочное тление мха (ягеля) и, как следствие, вторичное возгорание и пожар. Будьте бдительны!
Несколько слов о печке, которая необходима для быстрого приготовления горячей пищи в дождливую и ветреную погоду, а также при отсутствии леса на перевалах и водоразделах. Если заранее сделать плотно прилегающую к печке крышку, то она, при необходимости, превращается в коптильню или "чемодан".
Оптимальное соотношение физически сильных и слабых взрослых участников, опытных туристов и новичков - два к одному. Психологическая совместимость и «схоженность» - обязательны.
Количество встреченных туристских групп на маршруте - три (две в урочище Джойгон и одна из Братска на реке Изиг-Суг.
Вода из рек и озер вкусная, но без минеральных солей. Напиться ею нельзя. Кофе и чай не помогают. Спасают ягоды - каждому участнику необходимо съедать кружку ягод в день, а если он не ест сам, то силой запихивать ему в рот морошку, голубику, бруснику, чернику и особенно красную смородину.
Недостатком маршрута является (кроме гнуса) тяжелый волок через перевал с полным грузом в начале похода, и несколько нервная обстановка в урочище Джойгон, обусловленная угрозами нескольких молодых бурятов, которые подошли к нашему костру из своего лагеря (всего там отдыхало около 100 чел. Буряты к источникам приехали верхом на лошадях с семьями. Все мужчины - с огнестрельным оружием, старики относятся к туристам благосклонно, улыбаются). Гости потребовали подарить им гитару и в ответ на отказ вытащили ножи, приставляли их к горлу туристов, порезали оттяжки палаток и обещали ночью расправой. Но всё обошлось.
Авторы дневников - Селищев Павел (selyshchev@mail.univ.kiev.ua), Ермолов Андрей;
Километраж, смета и бухгалтерия - Алмазов Сергей (almazik@ukr.net);
Редакция - Поездник Сергей, тел. в Киеве
Отчёт выложен в декабре 2007 года.
Использованная литература:
Книга А. М. Степанова «Туристские маршруты Тувы», ФиС, 1967 г.
|